ЕКАТЕРИНА ЧИРКИНА
Диагностическая карта
▼ Скачать + Заказать документы
Нейропсихологический профиль
Параметры обследования, в баллах:
Зрительный праксис – 3.5
Слуховой гнозис – 3
Пространственное восприятие -2.5
Временное восприятие- 2
Конструктивный праксис – 3.6
Движения и действия – 4.6
Память – 2
экспрессивная речь – 2.5
имприссивная речь -2.5
наглядно-действенные формы мышления – 3.5
вербально-логические формы мышления - 3.25
Графические навыки – 3.25
Данные о ребенке : Хамуди 6лет 7 мес.
Сведения о родителях:
Мать: высшее образование, дизайнер.
Публикация «Диагностическая карта» размещена в разделах
Отец: выходец из Азербайджана
Результаты мед. обследования: Анамнез (со слов мамы) :
ребенок от 2-ой беременности, протекание беременности неблагополучное;
Роды вторые на 39 неделе, трехкратное обвитие пуповины, асфиксия.
Голосовая реакция при рождении с запаздыванием.
Вес при рождении: 3050 гр., рост 49 см.
Из роддома выписан на пятые сутки.
Раннее психомоторное развитие протекало с задержкой: переворачиваться стал в 5 месяцев, сел в 8 месяцев, встал в 10 месяцев, пошел в год и 2 месяца;
Особенности предречевого и раннего речевого развития: гуление - с 6 месяцев, лепет с 11месяцев, первые слова (мама, папа, баба, натася, масиня) - в 2 года, фразовая речь из 3-4 слов - после трех лет.
Наблюдался у невролога в 3 года (есть неврологические отклонения);
Заключение по результатам обследования
Сведения о ребенке: Хамуди 6,7 лет
Общая характеристика деятельности. Основные жалобы родителей: плохо говорит. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет безразличие.
При проведении экспериментально - психологического исследования выявлено следующее.
В ходе обследования ребенок был очень терпелив, усидчив, готов к сотрудничеству и контакту, настроение в процессе работы было без перепадов. Мальчик был всегда доброжелателен. Все задания выполнялись охотно и с усердием. После выполнения задания ребенок ожидал его одобрения. Наибольшие трудности вызывали вербальные задания, в которых надо было что-то описать или сравнить. Общее впечатление о работоспособности ребенка высокое.
Гностическая сфера характеризуется нарушением акустического и зрительного восприятия, что проявляется в оценке количествава стимулов при предъявлении ритмических структур, а также в узнавании контурных и перечеркнутых изображений.
Пространственные представления не сформированы: нет четких понятий «правый-левый», наблюдаются ошибки в ориентировке человека, сидящего напротив, также имеются трудности в ориентировке на листе. Временное восприятие также не сформировано: нет четкого представления о понятиях «время года», «время суток», «дни недели». Нарушена последовательность времен года, времени суток, имеется смешение этих понятий. Отсутствует тонкая дифференциация;
«утро-день», «вечер-ночь».
В пробах на обследование конструктивного праксиса было меньше всего ошибок по отношению к общему числу заданий. Разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х фрагментов собирались без помощи взрослого.
Двигательная сфера характеризуется трудностями усвоения двигательных программ.
Память характеризуется невысокими показателями. В процессе заучивания слов, только с четвертого предъявления удалось запомнить максимум 5 слов. Отсроченное повторение - 3 слова. Пробы на исследование наглядно-действенных форм мышления выполнялись ребенком охотно и с удовольствием. Помощь требовалась лишь в начале задания. Выполнение задания на вербально -логическое мышление дало средние результаты.
Графические пробы дали более высокие результаты однако эти задания выполнялись медленно.
Речевое развитие: ребенок посещает группу общего развития. Хамуди нуждается в неоднократном повторении задания. Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; нарушено произношение многих звуков свистящий и шипящий губно-зубной сигматизм, ротацизм, смягчение согласных, замена звука «т» на «п»; слова-паронимы различает правильно; словарный -запас беден, неточен, ограничен, есть смешение слов по смыслу; есть аграмматизмы в употреблении предлогов, в окончаниях существительных и прилагательных, не дифференцирует приставочные глаголы; наблюдается грубое недоразвитие связной речи (1-2 простых предложения вместо рассказа).
Заключение.
Анализ комплексного нейропсихологического обследования показал, ребенок имеет положительную динамику, т. к. он умеет воспринимать помощь взрослого. При грамотном коррекционном общении и профессионализме специалистов данный ребенок может повысить уровень своего умственного развития. К отрицательным сторонам его развития можно отнести существенные трудности в восприятии временных и пространственных представлений, недостаточность мнестических и мыслительных процессов. А также имеется несформированность речевой функции.
Рекомендации.
Рекомендовать родителям изменить отношение к ребенку: не баловать, предъявлять разумные требования.
Обратить внимание на коррекцию моторики, особенно мелкой. Развивать согласованные действия правой и левой руки. Отводить достаточное количество времени на это на индивидуальных занятиях ( использовать дидактические игры: мозаику. моторные игрушки и т. д., а также в процессе формирования навыков самообслуживания (застегивание пуговиц, шнуровка и т. п.).
Формировать навыки общения с окружающими. В процессе занятий, режимных моментов обращать внимание Хамуди на необходимость соблюдения нравственных норм поведения. В ходе обучения,в первую очередь, при изучении соответствующих тем на занятиях по сюжет- но-ролевой игре и развитию речи, подчеркивать особую роль родителей в жизни ребенка. Развивать устойчивость внимания, опираясь на учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, используя желание заслужить похвалу взрослого. В процессе различных видов деятельности показывать зависимость качества выполненной работы от степени внимательности; хвалить не только за результат, но и за старание. Добиваться увеличения продолжительности временных отрезков с максимальным показателем устойчивости внимания за счет использования любимых ребенком игрушек, привлекательных для нее видов деятельности. яркой наглядности и т. д.
Формировать уХамуди потребность в речевом общении. В процессе занятий, во время режимных моментов строить общение таким образом, чтобы у ребенка возникла необходимость пользоваться речью.
Пополнять лексический запас. В ходе обучения, особенно на индивидуальных занятиях, добиваться исправления выделенных лексических ошибок (замена названия части названием целого, замена слов близких по ситуации и внешним признакам, замена названий признаков) в ходе знакомства с предметами и явлениями окружающего мира, называть их и их свойства, стремиться ввести эти слова в активную речь. Обогащать словарь всеми частями речи. Исправлять в речи грамматические ошибки, связанные с неверным согласованием прилагательных с существительными в роде и падеже, числительных с существительными всех трех родов; учить верно использовать в речи предлоги, образовывать множественное число существительных, изменять существительные по падежам и т. д. Начать работу над слоговой структурой слов.
Рекомендовать консультацию ортодонта (по поводу неверного прикуса).
В ходе обучения различным видам деятельности и специальных игр и упражнений, в режимных моментах развивать и коррелировать восприятие цвета, формы, величины и пространственных отношений. Обращать внимание на цвет, форму, величину и т. п. окружающих предметов, закреплять выделенные качества и свойства в слове. Учить анализировать и сравнивать объекты по определенной схеме, выделяя существенные и второстепенные признаки. Формировать у ребенка новые перцептивные действия (зрительное соотнесение).
Развивать у ребенка наглядно-действенное мышление. Используя способности ребенка к подражанию, учить применять готовые межпредметные связи, находить связь между предметом и орудием, обобщать полученный опыт и переносить его в аналогичные ситуации; закреплять полученный опыт в слове; формировать умение пользоваться методом проб и ошибок. Необходимы занятия с детским психологом (психоневрологом) для коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков психомоторного развития.