***
Детский сад — в ногу со временем. ИКТ в дошкольном учреждении.
▼ Скачать + Заказать документы
«В ногу со временем. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе"
Информационные технологии прочно вошли во все сферы нашей жизни. Каждое образовательное учреждение сейчас,как правило, имеет компьютерный класс, доступ в интернет, современное программное обеспечение. Наш детский сад №12
Публикация «Детский сад — в ногу со временем, ИКТ в дошкольном учреждении,» размещена в разделах
г Балаково «Журавушка» не стал исключением. В век информатизации, компьютерного прогресса на фоне огромного количества доступной информации важно научиться правильно распоряжаться имеющимися ресурсами, организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется необходимо решить ряд последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т. д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства При этом первоначально используемые средства коммуникации - видео, аудио, кино, уступили свое место более современным техническим средствам – ПК, интерактивным доскам, системам телемоста (через интернет) .Итак, давайте разберемся, каким образом ИКТ системы могут быть полезны в образовательном процессе. Выделим 2 основных направления.
• Создание ИКТ компетентности педагогического состава. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
В нашем дошкольном учреждении более 20 % педагогических работников
прошли обучение на базе УМЦ Балаковского района Саратовской области
по теме «Введение в информационные технологии XXI века» и «Современные проектные технологии XXI века». Полученные знания применяют в своей педагогической практике – как в работе с детьми, так и для представления своего педагогического опыта
• Использование ИКТ при работе с детьми и родителям
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование компьютерных технологий помогает:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный
подходы в обучении;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе педагог может использовать следующие средства
информационно-коммуникативных технологий:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
Видеомагнитофон, DVD плейер
Телевизор
Магнитофон
Фотоаппарат
Видеокамера
Электронные доски
Кроме того, проведение родительских собраний с использование ИКТ
облегчит взаимопонимание родителей и педагогов, поможет прийти к общему
решению в процессе воспитания подрастающего поколения.
Какие же преимуществах использования интерактивных материалов?
Прежде всего ИКТ технологии :
позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.);
использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
Создание дидактических игр.
Подбор дополнительного познавательного материала к НОД, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей. Несмотря на все преимущества использования информационно-коммуникационныхных технологий, существует и ряд проблем, при их использовании. И прежде всего это реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10) : «12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка и достаточный уровень освещенности.
Использование ИКТ технологий несомненно важно и удобно как для педагога так и для ребенка, но все же давайте помнить одну простую истину – ничто не может заменить простого человеческого общения. Учитесь. развивайтесь, познавайте и пусть мир современных компьютерных технологий станет верным и надежным помощником в этом поистине благодарном деле.