Наталья Атавина
«День рождения» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
День рождения.
Чтобы доставить ребёнку радость, совсем не обязательно дарить ему горы шоколада, сотни игрушек, целовать бессчётное количество раз, постоянно говорить множество ласковых слов. Ему очень мало нужно, чтобы пережить настоящую радость, почувствовать себя счастливым. Подарите ему час игры с ним, и он будет счастлив; придите домой пораньше, и вы уведете, как затрясётся дом от его радостных прыжков; расскажите ему на ночь сказку, и он заснёт как самый счастливый человек в мире. Будьте постоянными в своих нежных и заботливых чувствах к ребёнку, и уверяю вас, он всё время будет чувствовать себя счастливым, что станет неисчерпаемым источником его каждодневных радостей. А если раз в год – в его день рождения – сделаете так, чтобы он почувствовал своё взросление, познал возвышение своей личности среди дорогих ему людей, то его радостям не будет конца. Эти мысли о семейной педагогике возникли у меня в связи с праздниками, которые мы устраиваем в группе в день рождения каждого ребёнка.
Публикация «„День рождения“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Сегодня мы праздновали день рождения Алисы. Утром, обменявшись с детьми приветствиями, проведя зарядку, я торжественно объявила:
- Хочу порадовать вас. Сегодня у нашей Алисы день рождения!
Дети радостно аплодируют.
- Что бы вы хотели ей пожелать?
- Алиса, будь всегда доброй девочкой!
- люби свою Родину!
- Уважай своих родителей, радуй их своими успехами в фигурном катании!
- Алиса, помнишь, как я обидел тебя? Больше не буду!
- Я хочу, чтобы ты прославилась своими знаниями!
- Будь храброй девочкой!
- Старайся рисовать красиво!
- Я желаю, чтобы ты не болела и всегда посещала детский сад!
Добрые пожелания высказали все. Алиса в это время сидела на стульчике, в середине образовавшегося круга, улыбалась, кивала головой, шептала: «Спасибо!» Глаза у неё светились от радости.
- Дети,- говорю я. – От вашего имени я хочу поздравить Алису и подарить ей эту книжку сказок! Вот какую надпись я сделала на книге: «Дорогая наша Алиса! Поздравляем тебя с днём рождения! Мы все очень любим тебя! Ты добрая девочка! Твои товарищи по детскому саду».
Передаю книгу Алиске, дети аплодируют, девочка сияет.
- А вот какие игры я приготовила в честь Алисы!
И разворачиваю мольберт. Среди развивающих игр по развитию речи я предлагаю детям кроссворд, в столбике которого при вписывании в него начальных букв слов получается имя «Алиса». Дети быстро решают кроссворд, и я даю знак, чтобы они хором сказали мне свой ответ.
- Алиса! – гудит в группе.
Все остальные игры, уже обычные, тоже выполняются в честь Алисы.
На потом мы ведём Алису к стенду. Он представляет собой деревянную доску шириной в два и высотой в полтора метра. На стенде наклеены фотографии всех детей, когда им небело одного года. Они смешные, забавные, и дети любуются ими. Эти фотографии занимают верхнюю часть стенда, а нижняя часть имеет особое назначение. В день рождения ребёнка мы подводим его к стенду, ставим напротив и отмечаем его рост, пишем дату и приклеиваем новую фотографию, которую приносят родители. На стенде уже отмечены дни рождения Лёвы, Ренета, Елены, Виктории. Теперь мы будем отмечать рост Алисы, поставим дату и наклеим фотокарточку. Эта церемония совершается при общем веселье. Так мы наблюдаем, как растут дети, на сколько сантиметров они становятся выше с каждым годом.
На занятии по рисованию каждый рисует для Алисы. У нас уже готова красочная обложка, в неё дети вкладывают свои рисунки, на которых есть надписи и пожелания (пишут те, кто уже выучил все буквы). Под аплодисменты вручаем Алисе этот подарок.
На музыкальном занятии проводим импровизированный концерт, устроенный в честь Алисы: кто читает стихи, кто танцует, кто поёт.
А девочку к концу дня не узнать. Она стала какой-то другой – застенчивой, серьёзной. Она вся – счастье и благодарность.
День заканчивается. За Алисой пришли родители, её сегодня забирают пораньше, каждый ребёнок подходит к Алисе, ещё раз поздравляют, говорят что-то хорошее. Она спешит домой, чтобы поделиться своим счастьем со всеми родными.
Так мы праздновали день рождения Алисы.
Так мы собирались отпраздновать на днях день рождения сына «властной мамы». В этот день мальчик пришло в группу особо нарядный, и привлёк внимание всех детей.
-Это заграничные ботинки! А этот костюм тоже заграничный! Сегодня вечером к нам придёт много гостей! Я получу много подарков.
Так начал он хвастаться ещё в приемной и не дал мне возможности порадовать детей днём его рождения.
А дети не высказали особой радости.
- Что пожелаете ему?
И дети пожелали:
- Пусть не будет хвастуном!
- Пусть научится вести себя с девочками!
- Я желаю ему, что бы он стал умным!
- Если он научится быть вежливым, то мы его полюбим!
- Он крикун! И ещё умеет сваливать свою вину на других!
- Я желаю ему, чтобы он отучился лгать!
Мне пришлось прекратить эти пожелания, так как я видела, что мальчик опустил голову и собрался плакать.
- Дети я знаю, что у него доброе сердце, он всех нас любит! Давайте поздравим его с днём рождения!
Дети зааплодировали. Я подарила книгу и хотела подарить ему весь текущий день со всей партитурой, в надежде, что подлечу, царапинки на его душе, которые только что нанесли ему дети. И когда я уподобилась хирургу с тонкими инструментами в руках и наклонилась над «раскрытым сердцем», раздался отнюдь не осторожный стук в дверь, она самовольно приоткрылась и «властная мама» велела мне выйти на минутку из группы.
- Закройте дверь, сейчас занятие! – сказала я.
- Только на минутку. Чего вы боитесь?
И чтобы избежать неприглядной сцены, которая могла, разыграется перед детьми, я была вынуждена выйти в приёмную.
-Здесь угощение, всем хватит, сок, конфеты, пирожные! Вы же знаете, сегодня день рождения моего сына! Пусть празднуют дети! И Вы тоже будьте ласковы к нему!
- Ничего не нужно! Возьмите всё это обратно! – говорю я строго.
А она: «Не бойтесь, всё это свежее с хорошим сроком годности!»
- Всё равно, у нас свои обычаи, как праздновать дни рождения! Мы прекрасно обходимся без угощений!
А она: «Напрасно! Дети любят сладкое, они будут рады. Вы же стремитесь доставить им радость? Вот и радость для всех Ваших ребятишек!»
Любопытство взяло верх, дети стали выходить в приёмную. «Властная мама» тут же предложила им сладости. Я не рискнула углубить конфликт с. «Властной мамой» перед детьми. А дети съели конфеты, пирожные и заодно «съели» день рождения сына «Властной мамы», ничуть не изменив своего отношения к нему и своего представления о нём.
Я всё думаю над этим эпизодом. Как мне надо было поступить тогда в приёмной? Возможно, я должна была быть более резкой, решительной, грубой? Может быть мне надо было запретить детям брать сладости? Но теперь важно не это, а то, как мне дальше формировать характер ребёнка.