Светлана Лазарева
Деловая игра «Форум финансовой грамотности в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.
Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ведущий 2: Здравствуйте!
Ведущий 1: Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)
Публикация «Деловая игра „Форум финансовой грамотности в детском саду“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Ведущий 2: Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)
Ведущий 1: Действительно все так, и мы рады приветствовать вас на нашей деловой игре «Форум финансовой грамотности в детском саду».
2 сл. Ведущий 2: Пальчиковая игра «Будем денежки считать»
Приготовьте свои ручки - «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).
Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).
3 сл. Ведущий 1: Игра «Груша и яблоко»
Пальчики мы с вами размяли и переходим к следующему заданию. Нарисуйте на одной стороне бумаги грушу, а на другой - яблоко. Затем возьмите ножницы и вырежьте и яблоко, и грушу. Вы в замешательстве? Почему это невозможно? Объясните, как нужно было сделать?
Правильно. Если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее. Эта игра учит детей считать деньги и ресурсы, планировать свои затраты заранее.
4 сл. Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если ребенок будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
5 сл. Ведущий 2: У ребенка изначально нет отношения к деньгам. Он не понимает, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, он пока не знает их стоимость. В младшем дошкольном возрасте затрагивать эти темы с ребенком нужно со стороны бережного отношения к игрушкам, вещам, подаркам.
Само слово «деньги» станет постепенно символом чего – то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага.
На формирование отношения ребёнка к деньгам сильное влияние оказывает воспитание в семье. Формирование такого отношения начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.
Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике.
Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? (покупки в магазинах, стрижки в парикмахерской, зубная фея приносит, денежные подарки на дне рождения, получение денег за выполнение чего-либо, участие в планировании бюджета, личный пример родителей и т. д.).
Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека. Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов, неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношения к деньгам.
6-7 сл. Ведущий 1: Образовательная деятельность в ДОУ по формированию основ финансовой грамотности проводится посредством:
• чтения детской художественной литературы (народные и авторские сказки, раскрывающие экономические понятия);
• устного народного творчества (пословицы и поговорки);
• логических и арифметических задач;
• экспериментирования, наблюдения, бесед, экскурсий;
• свободной самостоятельной деятельности;
• электронно – образовательные ресурсы и ИКТ;
• театрализации (инсценировка, драматизация);
• ролевых, дидактических, развивающих и рекламных игр;
• коммуникативных, деловых игр (моделирование, анализ проблемных ситуаций);
• квест-игр: «Остров сокровищ», «Загадки гнома-эконома», «Страна экономики»;
• интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн — ринг», «Поле чудес», викторины;
• интерактивное пособие лэпбук: «Знакомим детей с финансовой грамотностью», «Семейный бюджет», «Супермаркет», «Наши покупки».
Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я».
8сл. Ведущий 2: Основная форма обучения дошкольников – игра. Именно через неё ребёнок осваивает и познаёт мир. Во время игр со сверстниками, во время общения они употребляют много экономических понятий, порой не задумываясь об их значении, о смысле, которое они несут. На нашей деловой игре мы сегодня поговорим о играх, которые можно использовать в работе по формированию основ финансовой грамотности
Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д. Они способствуют закреплению и расширению знаний об экономических сферах деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков в сфере экономических отношений. Кроме задач общей целевой направленности, эти игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности к привлечению к экономической сфере деятельности.
9-11 сл. Например, Игра «Что лишнее?» Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.
12 сл. Игра «Товары и услуги». Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.
13 сл. Игра «Дороже - дешевле». Дети определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
14-15 сл. Игра «Расходы – доходы семьи». Цель. Уточнить знания детей о доходах и расходах в семье.
Игры «Лабиринты». Цель: поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.
Ведущий 1: Устали? Тогда предлагаем отдохнуть
16 сл. Малоподвижная игра «Покупки»
Хлопните в ладоши и скажите: «ДА», если можно купить за деньги этот товар.
Топните ногой и скажите: «Нет», если купить это нельзя.
Дом, конфеты, книгу, счастье, маму, цветы, кофту, солнце, молоко, здоровье, самолет, воздух, планету, смех, мечту, стол, велосипед.
Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются.
17 сл. Ведущий 2: У детей часто пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности.
Детям нравятся нестандартные вопросы, отгадывание кроссвордов, ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
18-23 сл. Игра «Угадай пословицу или поговорку». Коллеги на экране будут появляться цепочки картинок. Вам необходимо прочитать пословицу по картинке и объяснить ее смысл.
«Деньги куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережет», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
24 сл. Игра «Анаграммы». Уважаемые коллеги, мозговой штурм - составьте правильные слова из представленных на экране:
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
РАПЛАТАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЭКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
ГИНЬЕД (деньги)
25 сл. Ведущий1: Физминутка «Покупка»
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)
Один (рубль, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)
Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку).
26 сл. Ведущий2: Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк и т. д.)
Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин»
- Скажите, кто работает в магазине? (продавец, кассир)
27 сл. -Какую работу выполняет 2? (Показываю иллюстрацию «продавцов») (Продавцы – это те люди, которые помогают выбрать покупку, консультируют, советуют какой товар лучше приобрести, рассказывают о скидках. Продавец знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память).
-Как должен выглядеть продавец? (Продавец встречает покупателей с улыбкой, он рад помочь. Именно у приветливого продавца хочется что – то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причесан).
Как только покупатель выбрал товар. Продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир.
28 сл. Кто же такой кассир? (Показываю иллюстрацию «кассира») Кассир тоже продавец, но он не ходит по залу. Его место за кассой, он «пробивает» чек и берет с покупателей деньги за товар. Кассир – это очень ответственная должность, нельзя отвлекаться на разговоры с посторонними людьми, знакомыми, если он отвлечется, то может неправильно дать сдачи, также кассир выдает чек покупателю.
-А кто еще бывает в магазине? (без покупателей наш магазин не сможет работать)
-Что входит в обязанности покупателей? (Покупатели с сумочками идут в магазин, внимательно осматривают товар в отделах, культурно встают в очередь, вежливо разговаривают с продавцом, оплачивают товар в кассе и не забывают благодарить за покупку).
- А какие волшебные слова вы будете говорить продавцу, кассиру?
(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).
- А что должен говорить продавец, кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек).
Прежде чем начать играть в игру, давайте выберем продавца, который будет консультировать, и кассира.
Для этого мы используем «Чудесный мешочек», в нем лежат фрукты и овощи. Если вы выбрали овощ, то вы покупатель, а если фрукт, то сотрудник магазина. (2 фрукта, 8 овощей)
Сотрудники магазина займите места.
Обратите внимание, что рядом с кассой стоят корзинки и тележки. Для чего они нужны?
А все остальные ребята будут покупателями.
А что нужно, чтоб вам продали товар в магазине? (Деньги). Давайте возьмем деньги, которые у нас в кошельках (которые мы сделали своими руками) и отправимся за подарками.
Далее игровая ситуация обыгрывается с детьми.
Динь-Динь - Динь.
Открываем магазин
Заходите, заходите
Покупайте, что хотите
Встаньте в очередь скорей
Не толкай своих друзей.
(Воспитатель напоминает, как встать в очередь, что нужно описать товар, который они хотят купить, и что за купленный товар нужно заплатить деньги.)
Покупатель интересуется, где находится тот или иной отдел в магазине. Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара.
Воспитатель тоже вступает в игру, становится покупателем. (Мне нужно купить 1 кг конфет. Покажите, пожалуйста, какие у вас конфеты. Мне нравятся вот эти. А как узнать, что здесь 1 кг конфет? Как в таких ситуациях поступают в магазинах? (Взвешивают на весах).
Во время игры воспитатель интересуется «Во что играете?», напоминает что должен в данный момент «Кассир», «Продавец», «Покупатель».
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Уважаемые коллеги, вот наша деловая игра и подошла к завершению. Конечно, остались еще многие не рассмотренные вопросы, связанные с финансовой грамотностью детей дошкольного возраста. И мы, несомненно, продолжим работу в этом направлении.
Спасибо всем за внимание.