Елена Бритвина
Дайджест инновационных паспортов к дидактико-методическому предмету «Самопозние»
▼ Скачать +Заказ
Название дидактического пособия:«Варежки эмоций»
Технология изготовления: Данное дидактическое пособие представляет собой комплект ярких тканевых варежек, сшитых по размеру руки ребенка-дошкольника и комплект картонных пиктограмм круглой формы, изображающих различные эмоции человека. На каждой варежке и пиктограмме приделан крепеж, позволяющий ведущему варировать задания.
Предлагаемые игры и упражнения: Дидактическая игра: «Почему такое настроение?»
Публикация «Дайджест инновационных паспортов к дидактико-методическому предмету „Самопозние“» размещена в разделах
Цель: Учит детей с помощью пиктограмм понимать и распознавать чувства людей; знакомит с разнообразием человеческих чувств (радость, печаль, грусть, веселье) и их особенностями; воспитывает умение создавать хорошее настроение.
Технология использования: Педагог берет варежки-эмоции по количеству детей, выкладывает их на ковре (на столе) обратной стороной, так чтобы не было видно прикрепленных к ним пиктограмм. Дети поочередно выбирают понравившуюся им варежку, надевают ее на ладошку, внимательно рассматривают пиктограмму и только после этого называют настроение (эмоцию) «человечка». Если ребенок правильно назвал изображенную эмоцию, педагог предлагает ему подумать, почему у «человечка» может быть то или иное настроение.
Дидактическая игра: «Раскрась настроение»
Цель: Учит детей дошкольного возраста соотносить эмоциональные состояния человека с цветоощущением; подбирать слова-синонимы к описанию эмоций или настроения; формирует умение прислушиваться к своему мироощущению; воспитывает желание получать позитивные эмоции.
Технология использования: Педагог в одной руке держит (можно разместить на столе, на ковре, на мольберте) веер, состоящий из разноцветных варежек, а в другой пиктограммы. Задача детей соотнести настроения «человечков» (пиктограмм) с цветом предлагаемых варежек. Например, красная варежка – радость, синяя – грусть и т. д. Выслушать ассоциации детей настроения с цветом.
Дидактическая игра: «Найди пару»
Цель: Учит детей отличать эмоциональные состояния человека, сопоставлять их между собой; формирует умение дошкольников работать в парах и в коллективе сверстников; воспитывает потребность в общении.
Технология использования: едущий раздает варежки-эмоции участникам игры, дети надевают их на ладошки. Звучит веселая музыка, во время которой играющие выполняют произвольные танцевальные движения. По сигналу ведущего «Раз, два, три – пару себе найди» дети формируют пары по принципу, заданному в начале игры:
найди партнера с таким же настроением (с такой же эмоцией) «человечка»;
найди партнера с противоположенным настроением (эмоцией) «человечка».
Упражнение «Мое настроение зависит от ситуации»
Цель: Расширяет представления детей о мире человеческих эмоций; формирует позитивное восприятие мира; воспитывает адекватное отношение к жизненным ситуациям.
Технология использования: Каждому участнику раздается набор варежек-эмоций, выражающих различные эмоциональные состояния человека. Ведущий задает определенную ситуацию:
Папа приходит с работы;
К тебе пришел в гости друг;
Ты идешь в детский сад;
У тебя сегодня День рожденья;
Тебя обрызгала машина;
Ты поссорился с другом;
Мама испекла вкусный пирог;
Тебе купили игрушку;
Ты разбил вазу и т. д.
Дети должны в соответствии с заданной ситуацией показать свое настроение с помощью варежек-эмоций, надев, подходящую по их мнению на ладонь.
Название дидактического пособия: «Солнышко»
Технология изготовления: Дидактическое пособие предназначено для индивидуальной и групповой работы с дошкольниками. Содержит объемное мягкое солнце с атласными лентами для крепления, а также карточки с изображением поступков человека, фикирующиеся с помощью крепежей.
Предлагаемые игры и упражнения: Дидактическая игра: «Две стороны»
Цель: Учит дошкольников распознавать хорошие и плохие поступки; формирует умение оценивать свои поступки и поступки других людей; воспитывает чуткое отношение к окружающему миру.
Технология использования: Педагог делит группу (подгруппу) детей на две команды. На столе раскладываются карточки с поступками человека. Первая команда прикрепляет на «радостную» сторону солнышка добрые поступки человека, вторая команда – на «грустную» сторону плохие поступки. Побеждает та команда, которая не допустила ни одной ошибки.
Дидактическая игра: «Я хороший человек»
Цель: Формирует у детей убеждение, что человек должен совершать больше добрых поступков и добрых дел; воспитывает у детей потребность дружелюбного общения с окружающими.
Технология использования: Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением поступков. Каждый ребенок выбирает тот поступок, который хорошему человеку хотелось бы совершить. Затем прикрепляют выбранную картинку к лучикам солнца и аргументируют свой выбор.
Дидактическая игра: «Солнышко, солнышко – мы твои лучи…»
Цель: Закрепляет знания детей о добрых поступках; формирует убеждение совершать как можно больше добрых дел; воспитывает чувства отзывчивости и дружелюбия.
Технология использования: Ведущий держит в руках объемное солнышко (поднимает его повыше). Каждый участник игры берет в руку атласную ленточку, таким образом, становясь «лучиком» солнышка. Дети передвигаются вокруг солнышка со словами: «Солнышко, солнышко – мы твои лучи, стать людьми хорошими ты нас научи!». После этих слов все играющие останавливаются и по очереди называют добрые дела и поступки, ими совершенные. Победителем становится тот игрок, кто назовет больше всех добрых поступков.
Игра-упражнение: «Чем смогу, тем помогу!»
Цель: Учит детей находить выход из проблемных жизненных ситуаций; развивает умение действовать по ситуации, не теряться; отстаивать свою точку зрения; воспитывает бережное отношение ко всему живому.
Технология использования: Педагог держит в руках солнышко, к лучикам которого прикреплены предметные картинки (птичка, цветок, дерево, щенок, бабушка и т. д.).
1 вариант.
Ведущий обращается к ребятам за помощью: «Как (чем) можно помочь нашим сегодняшним героям?». Дети сами предлагают варианты помощи.
2 вариант.
Педагог ставит перед детьми проблемные ситуации:
Прилетела зимующая птичка-синичка;
Щенку негде жить;
Поникший цветок;
Вы увидели, что мальчик ломает ветку дерева и т. д.
Дети предлагают свои варианты решения проблемной ситуации, взрослый вносит уточнения.
Название дидактического пособия: «Домики»
Технология изготовления: Дидактическое пособие предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы. Выполнено из плотного картона в форме домиков разного цвета, с прорезями-окошками для детского лица.
Предлагаемые игры и упражнения: Дидактическая игра-упражнение: «Домики настроений
Цель: Учит детей дошкольного возраста понимать и распознавать чувства окружающих его людей; знакомит с разнообразием человеческих чувств; воспитывает умение создавать хорошее настроение.
Технология использования: Педагог раздает по количеству детей персональные домики, с прорезанными окошками и просит играющих показать свое настроение, свои эмоции в зависимости от ситуации:
Мама приходит с работы домой;
Старший брат (сестра) не хочет с тобой играть;
Ты помогаешь родителям;
В окошко заглянуло солнышко;
Ты сможешь смешную детскую передачу;
Идет дождь и т. д.
Название дидактического пособия: «Персональные зеркала»
Технология изготовления: Данное дидактическое пособие предполагает как групповую, так и индивидуальную форму взаимодействия с детьми. Содержит комплект персональных зеркал небольшого размера по количеству детей.
Предлагаемые игры и упражнения: Упражнение: «Кого ты там видишь?»
Цель: Учит детей описывать свой внешний вид, свои достоинства, положительные качества; развивает позитивное восприятие себя как человека; воспитывает чувство уважения к другим людям и их достоинствам.
Технология использования: 1 вариант.
Педагог раздает персональные зеркала по количеству детей, просит внимательно рассмотреть того, кого они видят в нем. После чего каждый ребенок упражняется в описании своего внешнего вида, отличительных особенностей, положительных черт характера и т. д.
2 вариант.
Педагог предлагает ребенку персональное зеркало и просит внимательно рассмотреть того, кого он видит в нем. После чего ребенок упражняется в описании своего внешнего вида, отличительных особенностей, положительных черт характера и т. д.
Упражнение: «Я улыбаюсь миру, мир улыбается мне»
Цель: Развивает у детей умение управлять своим эмоциональным состоянием; упражняет детей в эмоциональности, в проявлении чувств
Технология использования: 1 вариант.
Педагог раздает персональные зеркала по количеству детей, просит посмотреться в них, рассказать о своем настроении, показать различные эмоции:
Я грущу;
Я улыбаюсь;
Я удивлен;
Я испуган и т. д.
Закончить упражнение обязательно нужно на позитивных эмоциях.
2 вариант.
Педагог предлагает ребенку персональное зеркало, просит посмотреться в него, рассказать о своем настроении, показать различные эмоции:
Я грущу;
Я улыбаюсь;
Я удивлен;
Я испуган и т. д.
Закончить упражнение обязательно нужно на позитивных эмоциях.
Название дидактического пособия: «Чудо - зеркало»
Технология изготовления: Дидактическое пособие предполагает как индивидуальную, так и групповую формы работы с дошкольниками. Представляет собой карточки формата А-3 из плотной бумаги, закрепленные на жесткой основе. На каждой карточке изображено животное, сказочный или мультипликацинный герой, а также объекты природы (солнышко, тучка и т. д.). На местах «лиц» подобранных изображений прикреплены небольшие круглые зеркала.
Предлагаемые игры и упражнения: Дидактическаяигра-упражнение: «В гости к нам пришел…»
Цель: Способствует развитию эмоциональности, отработке мимической реакции через вхождение в образ героя - персонажа. Позволяет корректировать эмоциональное состояние ребенка- дошкольника.
Технология использования: Педагог знакомит детей с персонажем, просит показать лицо героя в различных эмоциональных состояниях:
- грустит;
- улыбается;
- расстроен;
- удивлен;
- печален;
- радостный и т. д.
Каждый ребенок смотрится в зеркало, показывая ту или иную эмоцию. После упражнения педагогу целесообразно спросить: «Какое настроение героя вам понравилось больше? Почему?» и т. д.
По такому же принципу игра-упражнение проводится индивидуально с ребенком.
Дидактическая игра-упражнение: «Настроение героя»
Цель: Способствует развитию эмоциональности, отработке мимической реакции через вхождение в образ героя - персонажа. Позволяет корректировать эмоциональное состояние ребенка- дошкольника.
Технология использования: Педагог загадывает загадку, отгадкой на которую станет название сказочного или мультипликационного героя, объекта природы и т. д. Показывает картинку-зеркало дошкольникам: «Как вы думаете, с каким настроением к нам пришел? Покажите … его настроение! (в это время взрослый проносит по кругу картинку - зеркало, а дети поочередно смотрятся в зеркало, мимикой показывая настроение героя)».
По такому же принципу игра-упражнение проводится индивидуально с ребенком.