Елена Погадаева
«Чудеса на песке…» Песочная терапия как психопрофилактическое средство в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать
Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звезды. Но когда звезды падают вниз…
Каждому человеку, в том числе и ребенку, свойственно развиваться. Но не каждый человек может свои чувства и переживания выразить словом – вербализоваться. А в песке это можно сделать в игровой форме. Я считаю, что для этого нужно создать условия, и песок является очень хорошим материалом для решения многих проблем. Песок благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Для этого необходимо создать условия, а именно подобрать ящик, песок и фигурки. Размеры моего подноса, конечно пока не соответствуют размерам подноса основательницы песочной терапии Доры Кальфф, но думаю что принципиально это не главное.
Публикация «„Чудеса на песке…“ Песочная терапия как психопрофилактическое средство в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Техника «Детеныши животных» была предложена мальчику М. С. (5лет) не случайно, ребенок с диагнозом F88, F80. Этот ребенок, посещает наш детский сад с возраста 1,8 лет. Еще в раннем возрасте воспитатели заметили, что ребенок ведет себя не так как все и это насторожило. Мальчика воспитывает мама (единственный ребенок). В возрасте 3,5 лет мама поехала на обследование в город Тюмень, где и поставили диагноз. В 2012 – 2013 учебном году, ребенок прошел ПМПк, затем ПМПК, в заключении рекомендованы занятия с педагогом – психологом и учителем – логопедом. На протяжении 1,5 лет, мальчик посещает коррекционно – развивающие занятия.
Проблема: У мальчика недостаточно развит кругозор, преобладает импрессивная речь, экспрессивная компенсируется импрессивной.
Ребенок сразу стал располагать фигурки после предъявления инструкции. Ставил фигурки в следующем порядке: овечка (не смог назвать животного) – речь на уровне звукоподражания, лошадка (назвал, зебра (не смог назвать, лошадка маленькая, белка (не назвал,кока (кошка, свинья, маленькая бе, кх (лев, у (слон, маленькая (зебра, маленький кх, кока (котенок, белочка (не назвал,хрюка, собака (щенок,ещё собака, лошадка (ослик, еще лошадка (осел).
Инструкцию повторяла после каждой поставленной фигурки. Животных ребенок располагал в разном направлении.
В свою очередь, при завершении данного упражнения, ребенку слабо владеющему речью, поддон с песком стал своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я.
Я как, педагог – психолог, занимающийся с ребенком, через поддон с песком стала для него проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Песок, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Техника «Волшебные дорожки» была предложена мальчику 4,5 лет, посещающему среднюю группу. Мальчик поступил в наш детский сад с начала ноября, ранее ходил в детский сад в городе Тюмень. В группу заходил спокойно, без слез, но мама рассказывала, что дома перед тем, как идти в детский сад мальчик капризничал, устраивал истерики (т. е. присутствуют приступы агрессии).
Проблема: Адаптация ребенка к новым условиям, протекающая на первый взгляд с легкой степенью, вызвала у ребенка определенные эмоциональные переживания, проявляющиеся в домашней обстановке. А именно ребенок характеризуется психоэмоциональными нарушениями и нервно-мышечным напряжением в группе. А также необходимо выявить уровень развития вновь поступившего ребенка, согласно возрастным особенностям, а именно развитие зрительно – моторной координации, обобщения (классификация).
Песок – является прекрасным психопрофилактическим средством, так как имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию. Так само по себе упражнение уже предполагало снятие эмоционального напряжения. Упражнение проводилось в группе, так как ребенок отказался идти в кабинет. Это можно интерпретировать как то, что ребенок еще плохо адаптировался в детском саду и кабинет психолога не посещал, меня как педагога – психолога он тоже не знает, так как в данной группе я не провожу занятия.
На мокром песке нарисовала четыре дорожки. Мальчику была дана инструкция: по широкой дорожке едет транспорт, на волнистой дорожке летают птицы, по узкой дорожке идут люди, по вертикальной дорожке бегут животные. Между дорожками птиц и животных, я вставила дорожку с людьми, с целью выявления и обобщения знаний у ребенка о птицах и животных. Ребенок выставлял фигурки не выбирая, а те, которые попадались ему первые. К птицам мальчик поставил и животных, хотя они должны были стоять на самой нижней дорожке и птиц, причем обобщил всех «животные». Когда к Д. Б. подошла девочка и спросила: «Что ты делаешь?», он ответил «Играю, в песок ставлю людей», девочка в свою очередь задала вопрос: «Зачем?», «Они должны стоять на этой дорожке».
После завершения упражнения, ребенок попросил еще поиграть. Я разрешила ему, но он сложил все фигурки в корзинку и спросил: «А что теперь ставить?». Тогда я предложила ему порисовать пальчиком. Получились рисунки без названия, но все - таки рисуя на нем, ребенок постепенно выходит из состояния оцепенения. Даже то, что ребенок попросил поиграть ещё, у человека малознакомого, это уже результат для перехода с тяжелой степенью адаптации в среднюю.
На протяжении всего упражнения, моя роль была в основном в качестве зрителя. В основном, потому что в ходе проведения упражнения обратила внимание ребенка на изменение тактильных ощущений, побуждая его высказываться.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.