Антонина Коструб
Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!
▼ Скачать + Заказать документы
Укрепление здоровья детей в дошкольных учреждениях - первостепенная задача педагогического и медицинского персонала. Закаливающие и развивающие мероприятия составляют основу воспитательно-оздоровительного процесса, цель которого – снизить заболеваемость детей.
Для закаливания дети должны быть одеты в двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье (майка, трусы, платье или рубашку, на ногах – тапочки, колготки (носки, гольфы). По мере закаливания можно перейти на однослойную одежду.
Публикация «Чтобы ребёнок рос здоровым и закалённым!» размещена в разделах
Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки продолжительностью 4-5 часов в день, включающие подвижную игру с повышенным двигательным режимом, в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом). Выходить на прогулку стоит в любую погоду, кроме сильного ветра, проливного дождя.
Детям до трех лет нельзя гулять при температуре ниже -15С. Дети постарше могут гулять при температуре до -20С. Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересной для детей. Народные групповые игры способствуют поддержанию активного двигательного режима. Нельзя допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Известно, что кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей, поэтому при охлаждении возможно быстрое появление рефлекторного влияния на слизистую в виде кашля, насморка, чиханья и т. д.
Практика показывает, что любые воздействия воздуха пониженной температуры оказывают полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т. е. улучшая физическую терморегуляцию. Этому же содействуют и такие режимные моменты, как переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.
К нетрадиционным методам относится контрастное воздушное закаливание в пульсирующем режиме.
Его методика весьма проста и требует минимальных организационно-технических затрат. Закаливающая зарядка проводится после ночного или дневного сна и продолжается 12-15 минут, в течение которых дети перемещаются из «холодной» комнаты в «теплую» с обязательным музыкальным мажорным сопровождением. Например, зарядка после дневного сна проводится следующим образом. В спальном помещением к концу сна температуру воздуха снижают и поддерживают в пределах +13С. В 15 часов дети просыпаются от звуков музыки и, еще лежа в постели, в течение 2-3 минут выполняют 3-4 физических упражнения. Например, имитируют ходьбу, подтягивая на выдохе ноги к груди (поочередно правую, левую) и выпрямляя их, делают руками и ногами перекрестные и параллельные движения, покачивают согнутыми в коленях ногами вправо и влево с противоположным движением рук, а также выполняют различные упражнения в положении лежа на животе, на боку.
По команде – хлопок в ладоши или удар в бубен – дети встают с постели, быстро меняют одежду, а затем в течение 1-1,5 минут выполняют циклические движения умеренной степени интенсивности (бег, бег на месте, ходьба). Особое внимание уделяется подбору дыхательных упражнений, поскольку контрастные воздействия на дыхательные пути осуществляется с помощью ритмичного спокойного дыхания или глубоких форсированных вдохов и медленного выдоха. После этого следует перебежка в «теплое» помещение (игровое, в котором температура воздуха поддерживается в пределах 21-24С. Занятия, которые проходят в теплом помещении, направлены на поддержание у детей интереса к закаливающим процедурам и создание у них положительного эмоционального настроя. На этом этапе предлагается:
• разнообразные подвижные игры со словесным сопровождением для дополнительного развития голосового аппарата;
• подвижные игры с включением заданий на развитие воображения;
• разучивание и выполнение новых, нестандартных физических упражнений и танцевальных элементов, развивающих, прежде всего координационные возможности;
• различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентации в пространстве.
Возможно использование комнаты со спортивными снарядами и инвентарем для развития и укрепления свода стопы. Этот инвентарь располагается так, чтобы все дети могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому.
Характер пребывания в «теплом» помещении в целом отличается от пребывания в «холодном» более спокойным темпом, чтобы дети не перегревались, выполняя физические упражнения.
Количество перебежек из одной комнаты в другую с пребыванием в каждой комнате от 1-1,5 мин. должно быть не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» в ходе игр типа «Самолетики», «Перелетные птицы», «Спутники планет».
При проведении контрастного воздушного закаливания контраст температур должен увеличиваться только постепенно – от минимального, равного 3-4С в начале проведения процедур до 15С у детей 4 лет и до 20С у детей 6 лет (спустя 2 месяца). Ритмичная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны, положительно влияет на эмоциональное состояние детей.