Анастасия Лыскова
Консультация «Буллинг в детском саду: признаки; что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время проявление агрессии, издевательства среди детей дошкольного возраста являются важной социальной проблемой. Ведь именно в этот период закладываются устойчивые паттерны поведения, которые в дальнейшем проявляются в социальном взаимодействии человека, в его отношении к другим людям.
Последствиями, казалось бы, «безобидной» травли являются психосоматические заболевания (плохой сон, головные боли и боли в животе, нервные тики и т. д.) и психологическая дезадаптация (тревожное расстройство, депрессия, страх социальных контактов, низкое самооценка и т. д.).
Темочки:
В большинстве случаев буллинг свидетельствует о психологическом неблагополучии в коллективе, а конкретнее – в группе детского сада. В переводе с английского bullying означает издевательство, вид социальной агрессии, которая проявляется через различные формы физических или психологических притеснений, таких как унижения, угрозы, насмешки, игнорирование, осуществляемые одними детьми по отношению к другим.
В нашей стране данная тема еще мало изучена, чаще все можно наблюдать ситуации, когда педагоги и родители, сталкиваясь с проявлениями буллинга, придерживаются позиции невмешательства, предпочитая делать вид, что ничего не происходит. Так, взрослые, не считая нужным останавливать травлю, часто говорили: «Это нормально, что дети ссорятся», «Детям нужно самим разобраться в этом». Про жертву издевательств говорят так: «Необходимо учиться отвечать/постоять за себя», а также советы: «Не обращай внимания, им надоест тебя задирать, и они отстанут», «Будь выше них, не обращай внимания, они тебя не стоят». В худшем случае жертву обвиняют: «Ты сам виноват в том, что тебя обзывают/задирают», «Нужно быть добрее/отзывчивее – и к тебе будут относиться лучше» и т. д. В последнем случае дети просто замыкаются в себе, предпочтя замалчивать факт буллинга, боясь получить осуждение со стороны взрослого и ярлык «ябеда».
Признаки буллинга:
1. Намеренное агрессивное действие, направленное на причинение физического, психологического или иного вреда.
2. Дисбаланс сил обидчика и жертвы.
3. Неоднократное повторение обидного поведения, его системность.
4. Высокая чувствительность и болезненность реакции жертвы.
Что делать, если буллинг уже происходит?
1. Не игнорировать, не преуменьшать значение детского буллинга.
Необходимо, чтобы воспитанники и педагоги пришли к общему пониманию, что буллинг — это проявление насилия, агрессии, требующее неотложного вмешательства со стороны взрослых и поддержки жертвы травли со стороны сверстников.
2. Занять бескомпромиссную позицию.
Воспитатель или родитель, который узнал об издевательствах или ставший их свидетелем, должен занять жёсткую и недвусмысленную позицию по отношению к агрессору и попытаться добиться решения конфликта, рассказав его участникам о возможных последствиях.
4. Провести беседу с агрессором.
В рамках беседы воспитатель, педагог-психолог, родитель должны объяснить, что в саду не будут терпеть подобное поведение и возможно применение наказания по отношению к сверстникам, которые занимаются травлей.
5. Провести беседу с жертвой.
Беседа призвана, прежде всего, поддержать жертву буллинга, устранить у неё чувства страха и угрозы. Очень важно защитить ребёнка, вселить в него чувство уверенности в своих силах.
6. Провести беседу с детским коллективом.
Разговор позволяет раскрыть ситуацию насилия, лишить её «покрова тайны», совместно обсудить проблему и тем самым найти пути разрешения конфликта. При этом важно активно использовать потенциал воспитанников, которые ведут себя позитивно.
7. Пригласить родителей агрессора и жертвы для беседы.
Важно, как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ними, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какой должна быть тактика реагирования.
8. Заставить агрессора нести ответственность за свои действия.
Он должен принести извинения жертве и восстановить имущество, которое было испорчено или отобрано.