Юлия Мазур
Консультация для родителей «Организация сюжетно — ролевой игры в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Буклет для родителей «Организация сюжетно-ролевой игры в домашних условиях».
Сюжетно-ролевая игра научит Вашего ребенка:
соблюдать правила;
быть более усидчивым;
воображать, придумывать различные сюжеты, использовать игрушки (предметы) как заменители;
распределять роли, договариваться между собой.
Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?
Публикация «Консультация для родителей „Организация сюжетно — ролевой игры в домашних условиях“» размещена в разделах
От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.
Сколько времени нужно уделять игре?
Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.
Виды сюжетно-ролевых игр
Игры на бытовые сюжеты:
Это игры в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое значение занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и отношениях.
Игры на производственные и общественные темы:
В этих играх отражается труд людей. Для подобных игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, почта, больница, парикмахерская, транспорт, полиция, пожарные, строительство, цирк, театр и пр.).
Игры на героико-патриотические темы:
Это игры, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
Игры на тему литературных произведений, кино, теле– и радиопередач:
Это игры в «моряков», «летчиков», в Зайца и Волка, в крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов). В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Роль родителей в игре
Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.
Развитие речи
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой—сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их. Словом, он пользуется и чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.
Особенна заметна роль слова в режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за дочку-куклу.
Игра оказывает колоссальное значение на формирование и развитие всех жизненно важных процессов ребенка.
Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
1. Игра не должна строиться на принуждении.
2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.
3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло. Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.