Надежда Морозова
Беседы, пословицы и поговорки о дружбе (приложение к проекту «Всем советуем дружить»)
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 1.
Беседа «Что такое дружба и кто такой друг?» с детьми 5-6 лет
Подготовила воспитатель Морозова Н. С.
Описание: Детский сад – первый социальный опыт ребёнка, первые уроки правильного общения с окружающими: взрослыми, сверстниками, людьми разных профессий. Детский сад – это мостик между семьёй и обществом, по которому дети учатся ходить по правилам, замечая, слыша, понимая друг друга. Учиться дружить – нелёгкое, но необходимое дело. От нашей общей кропотливой работы зависит формирование ценностей ребёнка, которые помогут ему в дальнейшем сделать правильный выбор. Где грань, которую переступать нельзя? Давайте порассуждаем.
Публикация «Беседы, пословицы и поговорки о дружбе (приложение к проекту „Всем советуем дружить“)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пословицы и поговорки для детей
- Темочки
Цель: продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе.
Задачи:
- создавать условия для дружественного общения детей и взрослых;
- учить детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу: стараться выслушивать до конца мнение товарища, не перебивать;
- учить толерантности;
- способствовать сплочению детей посредством игры;
- развивать стремление высказывать свою точку зрения при обсуждении;
- воспитывать в детях чувство милосердия и сострадания;
- воспитывать желание действовать сообща.
Ход беседы.
Организационный момент (настрой на совместную деятельность).
Дети собираются вместе и становятся в круг:
Собрались все дети в круг (жестом показывают круг)
Я – твой друг, и ты – мой друг (жестом показывают сначала на себя, затем – на ребёнка, стоящего напротив)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки так, чтобы не сделать другу больно)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)
Дети садятся на стульчики, поставленные по кругу, или просто - на ковёр.
Воспитатель:
Ребята, послушайте фразу : «Мы разные, но мы вместе!»
Как вы это понимаете?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Каждый день мы собираемся вместе! Для чего?
(Высказывания детей)
Воспитатель:
Чтобы весело проводить время, нужно каждый день учиться дружить. Как же это нужно делать?
(Не говорить обидные слова… Не жадничать… Не отнимать… Слышать друг друга… Говорить, когда что-то не нравится… Мирно играть… Играть в весёлые игры)
Игра малой подвижности «Кру-кру-кружочек»
Дети встают в круг. Ведущий (если игра проводится впервые, - воспитатель) говорит слова:
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Никита, перевернись ты! (Ребёнок, услышав своё имя, быстро поворачивается на 360°).
Ведущий должен говорить слова игры так, чтобы никто из детей не понял, чьё имя будет названо.
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Вика, перевернись ты!
Игра проводится весело. Имена детей выкрикиваются беспорядочно до тех пор, пока все дети не перевернутся. Имя оставшегося ребёнка проговаривают все вместе, ритмично хлопая в ладоши.
После игры дети садятся.
Чтение: Виктор Драгунский «Друг детства». Обсуждение и беседа по содержанию.
Игра-упражнение «Это мой дружок!» (с элементами ориентирования)
Дети образуют маленький круг, стоя плечом к плечу (лицом в круг) и говорят, выполняя движения:
Посмотрю налево, (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят налево)
Посмотрю направо (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят направо)
Это - мой дружок! Это - мой дружок! (поворачиваются направо друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После этого дети снова встают лицом в круг (плечом к плечу) и повторяют то же самое, но в другую сторону.
Посмотрю направо (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят направо)
Посмотрю налево (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят налево)
Это - мой дружок! Это - мой дружок! (поворачиваются налево друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После игры дети берутся за руки:
В нашей группе ссориться нельзя,
Потому что вместе мы – друзья!
Приложение 2.
Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.
Подготовила воспитатель Морозова Н. С.
Без беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Был бы друг, будет и досуг.
Был я у друга, пил воду: слаще меду.
Вдруг не станешь друг.
Верному другу цены нет.
Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Говорить правду — потерять дружбу.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово.
Гусь свинье не товарищ.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Для друга ничего не жаль.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друг в беде узнается.
Друг в нужде — истинный друг.
Друг верен, во всем измерен.
Друг горя имеет право быть другом могущества.
Друг денег дороже.
Друг до поры — тот же недруг.
Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
Друг лучше старый, а платье новое.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
Друг обо друге, а Бог обо всех.
Друг он мой, а ум у него свой.
Друга иметь — себя не жалеть.
Друга ищи, а нашел, береги.
Друга на деньги не купишь.
Друга не теряй — взаймы не давай.
Друга потешить — себя надсадить.
Друга узнаешь в беде, а обжору в еде.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбой, а порядку не терять.
Дружба и братство дороже богатства.
Дружба как стекло : разобьешь — не сложишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружба от недружбы близко живет.
Дружба поддерживается ногами.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Дружбу водить — так себя не щадить.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружбу храни паче всего.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Дружно не грузно, а один и у каши загинет.
Дружное стадо и волков не боится.
Дружные — водой не разольешь.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей у богатых, что мякины около зерна.
Друзья — до черного дня.
Друзья познаются в беде.
Друзья познаются в напасти да в ненастье.
Друзья прямые — братья родные.
Жаль друга, да не как себя.
Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься.
Жить в дружбе можно, когда она не ложна.
Золото познается огнем, а друг — золотом.
Изведан друг — куль соли вместе съели.
Изжил нужду, забыл и дружбу.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
Ищущий друга без изъяна, останется без друга.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Когда загорелся мой стог, я познакомился с моими друзьями.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
Мы с тобою, что рыба с водою: ты — ко дну, я — на берег.
На Бога уповай, а от добрых людей не отставай.
На вкус и цвет товарищей нет.
На деньги друга не купить.
Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.
Не изведан — друг, а изведан — два друга.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, коли друга нет.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Не узнай друга в три дня, узнай в три года.
Неверный друг — опасный враг.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Нужда сдруживает.
Отец — наставник, брат — опора, а друг — и то, и другое.
Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный — не найдешь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Своих друзей наживай, а отцовых не теряй.
Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
Старый друг лучше новых двух.
Старый знакомый! Впервые видимся.
Сто друзей мало, один враг — много.
Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь.
Царь и нищий всегда без друзей.
Приложение 3.
Беседа – рассуждение «Зачем нужны друзья?»
Подготовила воспитатель Морозова Н. С.
Звучит песенка В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
В-ль: вам понравилась эта песенка?
Дети: Да!
В-ль: О ком она?
Дети: О друге эта песня.
В-ль: У вас есть друзья?
Дети: Да.
Вступительная беседа :
В-ль: Расскажите о своем друге. Постарайтесь придерживаться такого плана:
1. Как зовут друга?
2. Где он живет?
3. Где и когда вы с ним встречаетесь?
4. В какие игры любите играть?
5. Приходил ли он к тебе на помощь?
Рассказы детей о своих друзьях.
В-ль: Кто же так такой друг?
Дети: Кто помогает завязать шнурки, делится игрушками, играет с нами, помогает в случаях затруднениях…
В-ль: Кого можно назвать своим другом?
Дети: С кем интересно рассматривать книги, интересно играть в строительные и другие игры, кто никогда не жалуется, учит тому, что умеет сам, делиться всем, что у него есть. В-ль: Сделайте вывод «кто такой друг?»
Дети: Другом может называться тот, кто готов разделить твою радость и твое горе, а если понадобиться, то отдать тебе все, что имеет сам.
В-ль: Правильно. Даже есть пословицы о друзьях и о друге. Послушайте :
Не мил и свет, когда друга нет.
Друзья познаются в беде.
Без друга на сердце вьюга.
Старый друг лучше новых двух.
В-ль: А вы как должны относиться к своему другу?
Дети: Доверять ему, делиться всем, не обижать, помогать, защищать.
В-ль: Послушайте отрывок из рассказа о мальчиках, которые считают себя друзьям, оцените их поступки. Воспитатель читает отрывок из рассказа.
Саша и Андрейка так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе.
— Это Андрейка виноват! — сразу же закричал Саша, увидев воспитателя.
— Андрей, это ты виноват? — строго спросила воспитательница мальчика.
— Я, — ответил Андрейка и отвернулся от Саши.
— Хотя виноват только Андрей, но я накажу вас обоих, — сказала Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отодвинулся, сел к Саше чуть ли не спиной. — Тоже мне, друг ещё называется, — пробурчал Саша, но Андрейка никак не среагировал на его ворчание.
В-ль: Вам понравился история?
Дети: Да.
В-ль: Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку? (Ответы детей)
В-ль: Почему вздохнула? (Ответы детей).
В-ль: Хотели бы вы, чтобы Саша был вашим другом? (Ответы детей).
Физкультминутка: «Дружба» (дети выполняют в парах)
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
В-ль: Послушайте еще одну историю.
«У Юры был день рождения. Пришли в гости дети. Принесли подарки, а Оля
самый лучший друг Юры, забыла подарок дома. Она сказала об этом
мальчику».
В-ль: Как вы думаете, что ответил девочке Юра? (ответы детей)
Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок повод для огорчения? Я же тебя ждал в гости, а не подарок».
В-ль: Как вы думаете, правильно ли поступил Юра?
Дети: Да.
В-ль: Можно ли его считать настоящим другом?
Дети: Да, можно.
В-ль: Вспомните и повторите слова, которыми Юра утешил Олю. Я тоже считаю Юру настоящим другом Оли.
В-ль: А сейчас мы будем с вами придумывать слова к слову – друзья, какие они должны быть? (дети придумывают прилагательные).
В-ль: Теперь вы знаете, кого можно назвать настоящим другом?
Дети: Того, кто спешит тебе на помощь, радуется и огорчается вместе с тобой, умеет прощать. Никогда тебя не обижает, не перекладывает на тебя свою вину.
В-ль: Вспомните пословицы о друзьях и дружбе. (Дети вспоминают пословицы).
Итог:
В-ль: О чем же мы сегодня говорили? (Ответы детей).
В-ль: Как вы думаете, зачем человеку нужны друзья? (ответы детей)
Спасибо за приятную беседу!
Приложение 4.
Правила дружбы.
1. Один за всех – и все за одного!
2. Уважайте и помогайте друг другу!
3. Не отвечайте грубостью на грубость!
4. Будьте всегда приветливы и внимательны к людям!
5. Мальчики не должны обижать девочек!
6. Нельзя обзывать, оскорблять своих товарищей!
7. Сильные не обижают слабых, старшие – младших!