ольга видюкова
Беседа-развлечение «Традиции и быт донского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа - развлечение
«Традиции и быт Донского казачества»
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Донского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи:
Сформировать представление о жизни Донского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.
Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику рук, цветовое восприятие.
Публикация «Беседа-развлечение „Традиции и быт донского казачества“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Развивать связную речь, обогатить словарь детей: глэчик, макитра, коромысло, гончар.
Воспитывать интерес к истории Донского казачества, любознательность.
Ход занятия:
Под фонограмму народной песни «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.
Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Воспитатель: Правильно, песню эту поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Вы всех их очень любите, они для вас самые близкие и родные. Скажите! А как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: родственники, родичи, предки.
Воспитатель: Молодцы! Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши далекие предки.
Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов.
Посмотрите, какой он носит красивый костюм. На голове папаха, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу.
Воспитатель: Зимними вечерами казачки занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. Всё это они делали зимой, потому что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой такой работы нет.
Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть! Её старинное название – настольник, потому что ее клали на стол.
Воспитатель: А вы знаете как называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).
Дети: Рушник.
Воспитатель: Посмотрите,какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы. Они вышивали птиц, цветы, животных.
Воспитатель: Посмотрите какие цвета они использовали?
Дети: Красный и черный.
Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом.
Воспитатель: Ещё одним из старейших промыслов казаков было гончарное ремесло. Вы знаете, что делали из глины?
Дети: Из глины делали посуду.
Из глины делали детские игрушки.
Из глины изготавливали кирпич.
Воспитатель: Правильно! Я вам предлагаю рассмотреть глиняную посуду.
Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. А ещё гончары для детей из глины изготавливали игрушки, дудочки, свистульки. Вся посуда обжигалась в горячей печи, а потом украшалась красивыми узорами.
Запомнили название посуды? (повторите).
Физкультурная минутка «Казаки»
Кто шагает дружно в ряд, посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд,казаки, казаки (Ходьба)
Кто за казаком идёт в поводу, в поводу,
То казак коня ведёт под узду, под узду (На носочках)
Скачет резво конь лихой с седоком, с седоком,
Охраняя наш покой с казаком, с казаком (Скачут)
Будем мы с моим конём на границе стоять,
Нашу землю от врагов охранять, охранять
(рука приставлена ко лбу, повороты влево, вправо)
А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и украсить макитру узором.
Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).
Я и предлагаю украсить нашу посуду «веткой калины».
Посмотрите, как я уже украсила свою макитру.
-У вас на столах лежат заготовки, в тарелочках кусочки зелёного и красного пластилина, шаблон листа калины. Давайте вспомним как мы сделали макитры? (ответы детей).
-Я покажу вам, как я украшала веткой калины свою макитру.
Сначала я сделала листик. Я взяла кусочек пластилина, размяла его, скатала в шарик, затем расплющила, положила на дощечку, сверху положила шаблон листа, и стекой его вырезала. Затем, прилепляем его на макитру, стекой прорисовываем прожилки. Остатки пластилина, скатываем в тонкую колбаску- это будет черенок листа и грозди калины. Ребята, вы знаете, как я сделала ягоды?
(ответы детей).Правильно, я скатала маленькие шарики. расплющила их. прикрепляла в виде грозди.
Пальчиковая гимнастика «Мышка Маша»
Мышка Маша тихо встала. – дети соединяют ладошки – «мышка»;
По горшочкам пошуршала – трут ладошкой о ладошку;
Мышка Маша любит кашу,
Целый ковшик варит Маша. – «мешает кашу ложкой»;
Наша каша горяча! – сжимают и разжимают пальчики рук;
Шу – шу – шу, - поворачивают голову вправо;
Ша – ша – ша. – поворачиваю голову влево;
Кушай кашку неспеша. – «грозят» указательным пальцем;
Шу – шу – шу, - поворачивают голову вправо;
Ша – ша – ша. – поворачиваю голову влево;
Как же каша хороша! – хлопают в ладоши.
Подведение итогов:
- Ребята что нового вы сегодня узнали?
- Что делали из пластилина?
- Какие новые слова вы сегодня узнали?
- Расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня занимались?