Ирина Москвичёва
Занятие по экологическому воспитанию «Берегите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Продолжать учить детей активно выражать свою гражданскую позицию к тем или иным событиям, происходящим в окружающей их жизни;
Обобщить и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах, а также о процессах, происходящих в живой природе, при сезонных изменениях в неживой природе.
Воспитывать у детей желание делать добрые дела, бережно относиться к окружающей их природе.
Оборудование:
Публикация «Занятие по экологическому воспитанию „Берегите птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Письмо от птиц, картинки с изображениями зимующих птиц, изображение солнышка и снежинки, пуховые перышки, два обруча, кормушка для птиц, изображения птиц на подставках, листовки, «птичьи копилки».
Персонажи: Ведущая, почтальон Печкин, Буратино
Ведущая:
Издавна на Руси по осени люди отмечали один замечательный день, посвященный одной маленькой птахе, живущей зимой всегда рядом с человеком. Эту птичку за ее манеру пения люди называли колокольчиком, занзивером, зинькой и потому день назывался Зинькин день. Что же это за птица? (высказывания детей). Конечно же, это синичка.
Эта традиция – подкармливать птиц сохранилась и по сей день.
Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин, отдает письмо ведущему.
Ведущий: (читает письмо)
«Дорогие ребята и взрослые! Наступила зима, трудное для нас время года, особенно в морозные и ненастные дни. Без еды в морозы много гибнет нас птиц, но если есть корм – никакой мороз нам не страшен. Помогите, пожалуйста, нам зимой, а весной и летом мы порадуем вас своей песенкой и сохраним ваш урожай в огородах и садах от насекомых».
И здесь, ребята, фотографии птиц, которые прислали это письмо. Кто, как вы думаете, прислал это письмо? Назовите их, а я покажу их фотографии (картинки).
Игра «Угадайте этих птиц»
Дети называют птиц, а педагог выставляет картинки этих птиц перед детьми. Если дети затрудняются, можно дать описание этой птицы или загадку о ней.
Ведущая: - Назовите этих птиц, одним словом? (зимующие птицы)
- А как называют птиц, которые улетели в теплые края?
- Почему они улетели?
Игра «Перелетные и зимующие птицы»
А я знаю интересную игру. Я сейчас возьму свою волшебную палочку, и буду превращать вас то в зимующих, то в перелетных птиц. Если вы превратились в зимующую птицу, остаетесь здесь, где у нас будет снежинка (символ зимы, которую будет держать Артем, а если в перелетную, то «перелетаете» туда, к солнышку (символ теплого края, которое будет держать Ирина. Здесь у нас будут «теплые края». Кто ошибется, выходит из игры. Кто хорошо знает зимующих и перелетных птиц, тот останется в игре до конца. Итак, вы воробушки. Летите воробушки в теплые края! (Те дети, которые ошиблись, выходят из игры и игра продолжается дальше) А теперь вы ласточки, летите, ласточки, в теплые края или оставайтесь зимовать! И т. д.
Примечание: Педагог может предупредить детей о том, что он постарается их запутать, побуждая их к неверным шагам в игре. Это усиливает внимание и собранность детей.
Ведущий: А сейчас мы с вами послушаем стихи и даже подслушаем истории из жизни птиц, которые приготовили дети.
Чтение стихов и их драматизация
Стихотворение «Синичка»
-Синичка, синичка
Скажи мне о чем
Ты тенькаешь звонко
Под нашим окном?
-О том, что зима
Наступила опять
И в форточку сало
Пора выставлять!
Стихотворение «Зима»
Снегом засыпаны снег и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем саду
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, сюда подкормиться!
Стихотворение «Плохая привычка»
Крошил я горбушку
И мама, вздыхая, сказала,
Что это
Привычка плохая.
Тогда из фанеры
Я сделал кормушку,
В нее докрошил я
От хлеба горбушку.
И стала хорошей
Плохая привычка.
Приятного вам аппетита,
Синичка!
Стихотворение «Приглашение» (инсценирование)
Грач на березовой ветке
Признался синичке – соседке:
-Ты славная птичка, синичка,
Словно родная сестричка!
Мне жалко тебя покидать,
Но время уже улетать.
Давай-ка, синичка, с тобой
Отправимся вместе на юг
Пове6рь мне, что я тебе друг!
- На юг я совсем не хочу-
Синичка сказала грачу.
-В дружбу я верю, и все же
Не полечу никуда.
Нам Саша зимой поможет
Перенести холода.
Он и заботлив, и весел,
Я верю, что снова зимой
Для нас он кормушку повесит
Под елкой иль под сосной.
Ведущая: Я знаю, что вы поете песенку о зиме и зимующих птицах. Давайте ее споем.
Песня о зиме
Мороз, мороз балуется
Нагрянул нынче ночкой.
Воробышки на улице
Сереньким комочком.
Припев: Холодно, холодно!
Ежится кожица!
Холодно, холодно,
Зернышек хочется!
Мороз, мороз, не злюка ли?
Никак нельзя согреться.
И громко, громко тукает
Воробышкино сердце.
Припев: тот - же
Ведущая: В сильные, морозные дни мы с вами надеваем очень теплую одежду. А что же защищает птиц от сильного мороза? (Высказывания детей). Правильно, ребята, к зиме у птиц отрастает много пуховых перышек, которые помогают птицам сохранять тепло. А весной, когда становится жарко, птицы начинают линять, терять эти перышки, раздеваться. Вот я собрала пуховые перышки с ними можно поиграть.
Игры с пуховыми перышками
«Чье перышко дольше продержится в воздухе»
Приглашаются двое детей, им даются два перышка, по команде они начинают дуть на перышко так, чтобы оно держалось в воздухе. Чье перышко быстрее коснется пола, тот и проиграл.
«Задуй перышко в обруч»
Приглашаются двое детей, которым предлагается задуть перышко в обруч. Обруч находится на некотором расстоянии. Перышко можно дуть как по воздуху, так и по полу. Выигрывает тот, чье перышко быстрее окажется в обруче.
Ведущая: Мы с Буратино решили тоже начать подкармливать птиц. Он взял кормушку и корм, вот я его жду, а он где-то задерживается.
Входит Буратино с кормушкой и кормом.
Буратино:
Здравствуйте, ребята! Я пошел вешать кормушку для птиц и дать им корма, но посмотрел, что за корм вы взяли, и решил, что здесь вы что-то напутали. Надо же что-то вкусненькое, а тут пшено, рябина, крошки, сало сырое. Разве это можно есть!
Ведущая: Как раз это птицам и нужно.
Буратино: Ну и кто, интересно, ест сырое сало? Или засохшие крошки?
Ведущая: Да все дети, Буратино, знают, что любят зимующие птицы! И сейчас тебе все расскажут.
Игра «Где, чей корм»
Ведущая:
Давай представим, Буратино, что мы с тобой кормим птиц на кормушке (ведущий ставит кормушку). Прилетела синичка (ставит на кормушку плоское изображение синицы, как ты думаешь, что ей положить на кормушку?
Буратино: Я очень люблю конфеты, думаю, ей тоже понравятся.
Ведущая: Послушай, что скажут тебе дети.
Дети: Для синицы лучше всего положить семечки, сало или кусочек сыра.
Буратино: А теперь прилетел снегирь, что ему дадим?
Дети: Для снегиря положим рябину. И т. д.
Ведущая: Буратино, похвали детей за помощь и сделай для них что-нибудь хорошее
Буратино: Я приглашаю всех детей станцевать мой самый любимый танец.
Танец маленьких утят
Буратино: Ну, все, я пошел. Некогда мне, птицам пошел помогать, кормушку повешу, корм разложу! Вы то ведь не приготовили ни кормушки, ни корма, вам некуда спешить!
Ведущая: Ты, Буратино, обидел детей. На самом деле ребята приготовили тоже для птиц и кормушку, и корм собрали, а еще изготовили листовки с призывом ко всем жителям города о помощи птица зимой и собрали вместе с родителями корм для подкормки. Получилось с каждого по зернышку – птицам на всю зиму. (Дети показывают свои кормушки, листовки и «птичью копилку» с кормом)
И сейчас, Буратино, дети тоже пойдут вешать кормушку и будут всю зиму помогать птицам.
Буратино: Я иду с вами!
А я на прощание давайте послушаем одно стихотворение,
Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой
Стайки не крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна.
Горсть одна
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их-
Не счесть, Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Развлечение заканчивается, дети вместе с Буратино выходят на улицу развешивать кормушки.