Татьяна Стадниченко
Консультация «Авторитет родителей и его влияние на ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе семья играет важную роль в формировании личности ребёнка. Именно в семье закладываются основы воспитания, культуры отношений, общения.
Педагоги и психологи считают, что авторитет родителей играет ключевую роль в воспитании детей. Однако не все родители понимают, как его создать и поддерживать.
Часто родители критикуют друг друга в присутствии детей, что может привести к конфликтам и отчуждению в семье. Важно понимать, что критика одного супруга другим может обидеть и задеть человеческое достоинство.
Публикация «Консультация „Авторитет родителей и его влияние на ребёнка“» размещена в разделах
Педагоги объясняют родителям, что авторитет держится на поддержке друг друга, уважении и возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.
Воспитатели используют различные ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи. Они подчёркивают, что забота, внимание и поддержка создают атмосферу любви и уважения в семье.
Общий тон семьи определяется отношением родителей к труду, домашним обязанностям и окружающим людям. В семье, где родители одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям и детям, ребёнок видит примеры доброго отношения к людям.
Однако в современном обществе распространённой ошибкой семейного воспитания стало неумение воспитывать уважение к старшим. Обстановка доверия и эмоционального комфорта без поощрения и поддержки взрослых не воспитывает уважительного отношения к окружающим.
В практике семейного воспитания встречается такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей, что не проходит бесследно.
А. С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях.
Самым распространённым видом Макаренко считал авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребёнка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения создаёт в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.
Другой вид семейного воспитания — ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители всё разрешают ребёнку. Малыш живёт в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного.
Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.
Противоположным видом семейного воспитания, названным А. С. Макаренко ложным авторитетом подавления, является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца.
В некоторых семьях, живущих со своими родителями, такой тип воспитания часто исходит от представителей старшего поколения.
Педагогический такт заключается в умении взрослого найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребёнком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты, соблюдать чувство меры. К сожалению, родители порой допускают грубость, нетерпимость, категоричность.
Разновидностью ложного авторитета подавления является названный А. С. Макаренко ложный авторитет педантизма. В такой семье родители, стремясь сохранить дистанцию между собой и ребёнком, разговаривают с ним подчеркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают длинные нотации, назидания. Обычно с ребёнком в таких семьях не считаются, его мнения не спрашивают.
Весьма распространён в последние годы тип ложного авторитета, названный А. С. Макаренко авторитетом чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчёркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют».
Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания, названный А. С. Макаренко ложным авторитетом подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребёнка с помощью подарков, бесконечных обещаний.
В работе с родителями педагоги часто встречаются с семьями, где отсутствует единство требований со стороны взрослых.
Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают внимания на воспитание ребёнка. Когда они обнаруживают недостатки в воспитании, они часто не знают, как их исправить.