Ксения Аниховская
Аналитический обзор УМК по английскому языку «Enjoy English» и «Spotlight» с точки зрения организации проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический обзор УМК по английскому языку с точки зрения организации проектной деятельности
Огромную роль в формировании и развитии детей играет школьное образование. Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию и индивидуализацию. В настоящий момент задача школы состоит в том, чтобы создать условия, в которых каждый ученик мог бы проявить свои таланты и реализовать свой творческий потенциал.
Современный мир можно без преувеличения назвать эрой информационных технологий и модернизации. И тут законно возникают два вопроса:
1. Как учить современное поколение детей?
Публикация «Аналитический обзор УМК по английскому языку „Enjoy English“ и „Spotlight“ с точки зрения организации проектной деятельности» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Английский язык для дошкольников
- Иностранный язык в школе
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. Какие приемы работы наиболее предпочтительны в современной системе образования?
В настоящее время проектная деятельность стала очень популярна, практически все новые УМК включают этот вид работы в свой учебный план, в частности, УМК «Enjoy English» (Биболетова М. З. и др.) и «Spotlight» (Афанасьева О. В. и др.) не являются исключениями.
При существующей классно-урочной системе занятий проектная методика создания видеороликов наиболее удачно вписывается в учебный процесс без ущерба для основных занятий, зачастую даже не затрагивая процесса обучения, что является неоспоримым плюсом.
Современные дети в наши дни – это очень знающие, много умеющие и быстро реагирующие на какие-либо изменения при работе с компьютерами дети, но это вместе с огромным количеством плюсов имеет и отрицательную сторону. Ведь проводя большое количество времени за компьютером, ученик, скорее всего, не в состоянии самостоятельно раскрыть весь свой внутренний потенциал и реализоваться в полной мере.
Дети в наше время очень прагматичны. Они хотят заниматься только тем, что принесет им в будущем конкретную пользу, все остальное кажется им лишним. Образование здесь не должно отставать, оно должно идти в ногу с запросами школьников. Нам следует задуматься о том, как можно было бы осовременить это образование, сделав его привлекательным для учеников.
В школах проектная деятельность уже давно не является новым видом работы, но как было выяснено в результате опроса учителей иностранного языка и учеников Лицея № 369 и Школы №630 (Приложение 1 и Приложение 2, никто из педагогов в своей работе не использует создание видеоролика на английском языке как результата проектной деятельности. Большинство учителей ответили, что они слышали о таком методе проектов, но никогда его не использовали в процессе обучения. Также многие сослались на отсутствие достаточного количества времени на подготовку и на проведение проектной деятельности. Часть респондентов сказали, что они пробовали использовать метод проектов (в частности, представление презентаций, но успеха не добились.
Так называемый «бум социальных сетей» таких как «Вконтакте» и «Instagram» дает основание полагать, что нынешнее поколение чрезвычайно зациклено на себе и увлечено собственным «я». Неоспоримым фактом является то, что современные дети являются домоседами. Они почти не встречаются со своими друзьями в реальной жизни за исключением школы. Общение происходит через интернет посредством большого количества различных гаджетов. Также в последнее время стала популярна виртуальная жизнь, когда ученики рассказывают о проведении своего досуга с помощью фотографий и видеозаписей, которые они загружают в Интернет. Здесь резонно предложить детям участвовать в групповой проектной деятельности, результатом которой будет создание видеоролика на заданную тему. Важно, чтобы процесс обучения был интересен для детей, чтобы он затрагивал все стороны жизни ребенка.
УМК по английскому языку построены по традиционному принципу: новый материал – отработка – закрепление – проверка. Эта схема отработана годами и на ней выросло огромное количество детей, но факты говорят о том, что дети сегодня отличаются от тех детей, которые были хотя бы 10 лет назад. Ученикам, которые привыкли смотреть фильмы, а не читать книги, не хватает наглядности и визуализации. В мире, где очень быстро развиваются технологии, школе нужно быть актуальной и современной, чтобы привлекать детей все новыми и новыми методами обучения. Важно учитывать интересы и желания учеников, понимать, чего хотят дети, чтобы процесс обучения стал продуктивным. Создание видеороликов могло бы стать альтернативой другим стандартным видам работы (доклад, написание реферата, эссе).
Ценность этого метода состоит также и в том, что он реализуется в деятельности. Учащиеся работают над видеороликом в группе, общаясь, принимая решения сообща, делясь опытом и знаниями.
УМК «Enjoy English» разработан на основе федерального компонента Государственного стандарта и Примерных федеральных программ по иностранным языкам и рассчитан в качестве базового курса для общеобразовательных учреждений.
Учебник основан на реальных аутентичных ситуациях, адаптирован до необходимого уровня, которым владеют дети на определенном этапе обучения. Авторами использован коммуникативно-когнитивный подход к обучению.
Учебник построен по тематическому принципу, темы, ситуации и задания подобраны с учетом возрастных, психологических и языковых особенностей.
УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English» для старших классов школы предлагает большой ряд актуальных форм учебной деятельности. Одна из них - мини-проекты по изученным темам, позволяющие четко и объемно в смысле максимального захвата пройденного материала повторить, обобщить и закрепить изученную тему. Объяснения как выполнить проект описаны по шагам понятным для учеников языком. Дети могут четко представить, что от них требуется и как это можно осуществить. В процессе проектной работы учащиеся учатся взаимодействовать друг другом и с педагогом. В учебнике соблюдается баланс индивидуальной, парной и группой работы.
Наряду с мини-проектами, предусмотренными в тексте учебника, учащимся предлагается достаточно крупные проекты : в 10 классе «Climate change», а в 11 классе «Nanotechnology and how we can benefit from it», которые внесены в рабочую тетрадь. На работу с проектом отводится 4-5 уроков. Работа над проектом носит исследовательский характер и выполняется в письменной форме в группах, также работа может быть представлена посредством презентации.
Соответственно, для развития творческих способностей учеников практически не отводится заданий. Проектов, которые были бы направлены на самореализацию учащихся, в учебнике нет.
Ученики приобретают опыт творческой и поисковой работы в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме и в групповом. Некоторые проекты носят межпредметный характер.
В учебнике представлена широкая возможность для получения и развития навыков контроля и самоконтроля, также поощряется самостоятельное изучение языка.
На официальном сайте УМК ( Издательство Титул:[сайт]. URL : https://www.titul.ru/central) представлено следующее описание.
«Учебники "Enjoy English" для 10 - 11 классов - это:
o интересное содержание и современные технологии;
o соблюдение преемственности между всеми учебниками, позволяющей легко продвигаться в овладении английским языком от класса к классу;
o увлекательные сюжеты учебников, живой современный английский язык;
o дифференцированные задания для учащихся с разными интересами и разными языковыми способностями;
o обширный справочный материал, помогающий научиться самостоятельно совершенствоваться в английском языке;
o оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка;
o функциональный дизайн, способствующий более эффективному овладению языком;
o современные формы контроля в формате единого государственного экзамена;
o подготовка к итоговой аттестации и ЕГЭ.»
Здесь стоит обратить внимание на пункт «оригинальные аудио- и видеоматериалы в исполнении носителей языка». Действительно, к учебнику учителя прилагается диск с аудиоматериалами, а видеоматериалы не представлены, что является серьезным минусом УМК. Детям не хватает наглядности.
УМК по английскому языку «Английский в фокусе» («Spotlight») отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference, a также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels, что является его отличительной особенностью.
Главной целью данного УМК является развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Обучение с помощью УМК «Английский в фокусе» предполагают использование самых современных технических средств (проектор, smart-доска, аудио- и видеозаписей.
Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы УМК, обеспечивает особое внимание интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.
УМК содержит качественный страноведческий компонент, необходимый для развития социокультурной компетенции учащихся.
В каждом модуле учебника присутствует рубрика Culture corner, акцентирующая внимание на различных аспектах культуры, традициях, быте в странах изучаемого языка. Данная рубрика позволяет развивать социокультурную компетенцию, в также происходит включение в диалог культур.
Этот материал очень удобно использовать для подготовки ученических проектов.
Любая тема учебника может стать благодатной почвой для самостоятельной работы учеников. При подготовке проектов ученики, конечно, пользуются он-лайн энциклопедиями, различными ресурсами Интернета.
Для закрепления и повторения пройденных структур и лексики используются наглядные материалы (раздаточный материал, плакаты, CD. Практически все текстовые материалы учебника и рабочей тетради записаны на CD.
Материал УМК полон и богат и у учителя нет необходимости постоянно искать новый материал.
Авторы УМК «Английский в фокусе» предусмотрели достаточно широкий спектр того, чтобы учащиеся могли по своему желанию включать в учебную деятельность любой вид работы, а именно:
o любые письменные творческие работы: сочинения, изложения, эссе;
o различные школьные проекты;
o школьные доклады;
o аудио и видеозаписи;
o презентации и электронные портфолио;
o стихи, сказки, рассказы, написанные учениками;
o переводы художественных текстов;
o письма, открытки;
o схемы, таблицы;
o плакаты, различные карточки.
К сожалению, проектной деятельности в учебнике уделяется не так много времени и внимания, как хотелось бы. И все проекты, что включены в УМК, основаны на стандартном выполнении работы, т. е. презентация, доклад или эссе.
Все перечисленные выше виды работ могут быть использованы в процессе обучения, но это может быть сделано лишь по желанию учителя, не в обязательном порядке.
Вида работы с использованием или созданием видеороликов не подразумевается в данном УМК. Упор сделан исключительно на классические виды работ и отчетности.