Елена Горбенко
Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий
▼ Скачать + Заказать документы
"Актуализация словарного запаса дошкольников и формирование лексико-грамматических категорий посредством театрализованной деятельности"
В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).
Публикация «Способы актуализации словарного запаса дошкольников и формирования лексико-грамматических категорий» размещена в разделах
Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).
Творческий характер деятельности, реализуемый, в театральных постановках, поддержание положительного эмоционального настроя, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.
Содержание работы по театрализованной деятельности состоит из нескольких направлений, одно из которых : «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Овладение речевыми умениями проходят через все виды театрализованной деятельности.
Содержание работы по театрализованной деятельности предполагает интеграцию в решении речевых задач, охватывающих разные стороны речевого развития:
- связная речь – построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, составление рассказов, придумывание небылиц, использование разнообразных средств внутритекстовой связи;
- словарь – осознанный и произвольный выбор средств лексической выразительности;
- грамматика- правильное грамматическое оформление высказывания;
- звуковая культура речи - выразительное интонирование.
Развитие средств языка в театрализованной деятельности состоит прежде всего в расширении словарного запаса в широком смысле этого слова. Сюда входят такие виды работ над словарем, как ознакомление с новыми словами, уточнение и развитие значений слов, введение их в активную речь ребенка. Осуществляя эту работу педагог преследует следующую задачу : обогатить активный словарь дошкольников образной лексикой, познакомить с фразеологическими оборотами, развивать наблюдательность за изменением значения слов, вырабатывать критику в части отбора и сочетания языковых средств, соответствующих характеру литературных героев.
Работа по обогащению, активизации словаря, отбору слов не является самоцелью, а служит основой для приобретения детьми собственного, оригинального стиля речи при воспроизведении образа театрального героя.
Одной из задач по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства. Реализация этой задачи носит практический характер, т. е. происходит во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас. Н-Р:
Антракт -- промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты -- одобрительные хлопки.
Артист -- художник (умение, мастерство).
Афиша -- объявление о представлении.
Работа над словом опирается на активное действенное познание детьми предметов и явлений театрализованной деятельности с привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д.
Обогащению словарного запаса детей также способствует театральная задача—занять позицию героя, вживаться в литературный образ и творчески интерпретировать литературный текст в пересказе от лица литературного героя. Для пересказа сказки или эпизода от лица литературного героя ребенку необходимо понимать значение образных выражений, используемых в тексте, осознавать смысловую последовательность сюжетных действий; производить творческую интерпретацию подлинника.
Исходя из этого, осуществляя словарную работу в том числе и в театрализованных играх, преследуются следующие цели:
-подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, горюет, бранится);
- активизировать в речи фразеологизмы, образные выражения (броситься со всех ног, нестись что есть мочи, насилу убежать);
- учить понимать значение слов, характеризующих движение героев (вскочить);
- развивать умение подбирать слова, обозначающие действия, состояния, характер движения (пришел – приплелся,значение имен прилагательных оценочного характера (старый – дряхлый, робкий - трусливый);
-учить использовать в речи глаголы, характеризующие продолжительность действий героев в сказке (шел, шел и пришел; погоревал, погоревал, да делать нечего);
- развивать умение подбирать определения к заданным словам из сказки (игра «скажи какой, какая?»);
- учить подбирать синонимы к глаголам (действиям героев)- смекнул – догадался, бока подвело - исхудал, колотили – били, стянула – украла и др.);
-подводить к пониманию многозначных слов, подбирать синонимы к словосочетанию с многозначным словом (тяжелый мешок, тяжелая задача, тяжелый день);
- подбирать антонимы к изолированным словам, обращая внимание на сочетание частей речи (петушок работает, а мыши бездельничают; мышата ленивые, а петушок трудолюбивый);
- активизировать образную лексику в описании героя (одна- одинешенька, медведь- богатырь, лягушка – квакушка, мышка – нарушка и т. д.)
На разных этапах театрализованной деятельности широко используются речевые игры, которые помогают детям понять эмоциональное состояние и поступки персонажей и подводят к употреблению уместных языковых средств, для создания портретов героев драматизации. В тесной связи со словарной работой и развитием связной речи в театрализованной деятельности не меньшее внимание уделяется работе над грамматической формой слова и предложения.
. Во время таких игр интенсивно развивается речь, выполняя грамматические упражнения, дети учатся:
- подбирать слова, обозначающие признаки и действия, согласовывая их в роде, числе, падеже;
- находить родственные слова в контексте;
-образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами, что помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова (береза- березка- березонька); различие смысловых оттенков глаголов образованных аффиксальным способом (бежал- забежал- подбежал); имен прилагательных образованных суффиксальным способом (умный – умнейший, плохой – плохонький); развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных видах рассказывания;
-догадываться о значении незнакомого слова (ушанка);
- объяснять оттенки значения глаголов и имен прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов : засмеялись - захихикали; бежать – мчаться, звать – приглашать. ;
- использовать разные степени имен прилагательных с помощью суффиксов (хитрый – хитрее- хитрющий);
- использовать слова с разными смысловыми оттенками (рука - ручка - ручища, друг - дружок - дружочек);
-согласовывать имена существительные и прилагательные в роде (если серый, то волк, а не туча);
- сопоставлять предложения с противительными союзами «но,а»;
-уметь строить предложение, заменять слова в предложении;
- уметь использовать разные синтаксические конструкции;
Творческие игры также обеспечивают усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
Развитие языковых способностей у детей в театрализованной деятельности состоит в том, чтобы научить их умело пользоваться средствами языка в реальных условиях речевого общения. Ребенок, пользуясь всеми имеющимися у него в запасе речевыми средствами, должен уметь произвольно строить и перестраивать высказывания, использовать в речевом общении разные виды предложений, а внутри их - синонимы, антонимы, разные языковые средства для передачи разных смысловых оттенков высказывания.
Театрализованные деятельность способствует формированию интереса к учению у дошкольников, приносит им успех и радость творческого общения, дает возможность прочно закрепить лексический и грамматический материал, необходимый для развития навыков и умений устной речи.
Участие ребенка в театральных постановках, творческий характер его деятельности, привлекательность этой деятельности, открывает для дошкольников новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, возможности прикладывать необходимые условия, направленные на преодоление трудностей. Театрализованная деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов, изменяет характер влияния нарушений речевой деятельности на деятельность в целом.