Светлана Кузьменко
Адаптация ребенка к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Творческая работа на тему "Адаптация ребенка к детскому саду".
"Детство - важнейший период
человеческой жизни, не под-
готовка к будущей жизни, а
настоящая, яркая, самобытная,
неповторимая жизнь. И от того,
как прошло детство, кто вел
ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит ка-
ким человеком станет сегодняш-
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
ний малыш. "
Сухомлинский В. А.
Воспитание ребенка в обществе сверстников способствует формированию в его характере коллективистических черт, умения жить и взаимодействовать в коллективе, т. е. активно и целенаправленно влияет на формирование личности подрастающих граждан.
В период от рождения до полутора-двух лет организм ребенка развивается необыкновенно интенсивно. Важно при этом правильно организовать условия развития и воспитания ребенка в семье в этот период, отводя должное место в подготовке его к детскому саду.
Прежде всего, необходимо создать все условия для всестороннего физического развития и закаливания организма ребенка (чистота, проветривание жилых помещений, соблюдение режима сна, питания, двигательной деятельности, прогулки на воздухе и т. д.)
Необходимо по возможности как можно раньше формировать у детей навыки самообслуживания, потребность в самостоятельных действиях, развивать познавательные интересы. Наконец, важным фактором воспитания и особенно подготовка к условиям общественного воспитания является развитие у детей потребности в общении, формирование навыков общения с окружающими как необходимого вида деятельности.
Для того чтобы управлять процессом адаптации, необходимо хорошо знать возрастные особенности детей. Прежде всего, нужно помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе.
С состоянием здоровья ребенка тесно связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задерживать развитие движений, действий с предметами, следовательно,задержать развитие мышления, восприятия речи. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение.
При поступлении в детский сад эта особенность учитывается, иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. д.
Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать.
Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.
Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняется, совершенствуется.
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой – все шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно-ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
От того, насколько воспитатель найдет подход к ребенку, сможет проникнуть в его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течение дня в новых для него условиях, - зависит течение и длительность адаптации. Будут ли дети ласковы, общительны, активны и спокойны или, наоборот, раздражительны, беспокойны, пассивны, целиком зависит от взаимоотношений, которые установятся у них с воспитателем, от согласованности действий персонала группы и родителей.
Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка.
На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношение и дать ребенку полноценное воспитание. Помощь нужна родителям именно в выполнении ими родительских функций ибо последнее имеет специфику (необходимо знание медицинских, логопедических, психологических основ помощи своей семье и своему ребенку).
Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Не всякая семья имеет положительный опыт воспитания ребенка, и зачастую неумения родителей правильно воспитывать свое дитя – одна из причин возникновения жестокости.
В наше стремительное время, среди перегруженности повседневными делами, очень важно выкроить хотя бы несколько минут для общения с детьми или внуками. В субботние и воскресные дни этих минут должно быть гораздо больше. Время желательно распределить так, чтобы его хватало и на выполнение домашних дел, и для более продолжительной прогулки, и для просмотра детской телевизионной передачи с последующим обсуждением ее, и для занятия любимым делом, если оно, конечно, есть, а если нет – надо помочь ребенку найти его.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Адаптация ребенка в детском саду является ключевой особенностью именно для младшей группы детского сада.
То, как ребенок впервые в жизни адаптируется к новым условиям существования, к новому коллективу, накладывает отпечаток на то, как и насколько легко в будущем он адаптируется к школьной, студенческой жизни, к рабочему коллективу. Насколько он будет коммуникабельным, насколько ему будет комфортабельно в новой жизни, нужно позаботиться именно в раннем детстве.
Используемая литература.
1. Ватунина Н. Д. «Ребенок поступает в детский сад». Пособие для воспитателей детского сада.
2. Самарина Л. В; Холопова В. А. «Открой новый мир».
3. Козлова А. В; Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей». Пособие для воспитателей детского сада.
4. Глебова С. В. «Детский сад – семья».
5. Спиваковская А. С. «Педагогика родителям».