Гульбану Жусупова
Роль и участие педагога в играх детей
▼ Скачать + Заказать документы
2. Роль и участие педагога в играх детей
Игры для детей носят разносторонний характер, формируют наиболее важные качества личности. Для развития личности детей существует определенная последовательность в подборе игр. Занимаясь воспитанием детей, следует выбрать игру с учетом их возраста. Самые первые игры для маленьких детей включают в себя игры-забавы, их сменяют игры по ролям, а потом уже дети участвуют в играх-задачах. Развивающие игры для самых маленьких должны по продолжительности занимать мало времени. В них можно играть как на прогулках, так и в свободное от занятий время.
Публикация «Роль и участие педагога в играх детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Для развивающих игр самое важное - их многократное повторение. Таким способом дети лучше усваивают обучающее содержание. Поэтому надо настроиться на игру, создать детям соответствующее настроение, подготовить материалы и предметы для ее проведения. Однако не всегда можно предвидеть ход игры, не всегда знаем, как дети поведут себя в той или иной ситуации. Поэтому действия детей требуют особых правил управления. Чтобы успешно руководить детьми, необходимо завоевать их доверие. Проявить интерес к замыслу игры, тогда дети охотно обратятся за советом, в процессе игры можно узнать характер и наклонность каждого ребенка.
Все дети очень требовательны к тем предметам, в которые они будут играть, ищут в них сходство с действительностью. Во время игры дети могут заменять игрушки другими, более подходящими для замысла, и наделять их воображаемыми свойствами. В старшем дошкольном возрасте дети осознают важность всех игр и отличают игры от действительности. В процессе, игры часто можно слышать такие слова: «Как будто, понарошку, по правде и т. д.» Эта самостоятельная работа детей пробуждает любопытство, стремление к познанию окружающей жизни.
Большую роль в эффективном игровом обучении играют эмоциональное состояние взрослого, правильная организация режима дня детей, чередование самостоятельной деятельности детей и групповых занятий.
Раннее обучающее развитие детей сопровождается с использованием всевозможных наглядных материалов и пособий. Это могут быть детские песенки, стихи, прибаутки, игры-хороводы, которые развлекают детей, учат быть подвижными и активными. Например, игра на основе потешки «Ладушки-ладушки». Дети с восторгом слушают говорящего, следят за действиями его рук и подражают взрослому (хлопают в ладоши, поднимают руки, опускают их на головку). Потешки, стихи даются детям для того, чтобы развивалась их речь, они упражнялись в произнесении звуков, знали и изучали родной язык
Развития сенсорики, совершенствования ловкости рук добиваются с помощью народных игрушек: матрешек, неваляшек, разборных пирамидок и др. Детей очень привлекают красочность игрушек, возможность различить форму, величину, цвет. Обучать всему этому можно как в семье, так и в детских учреждениях. Если в семье ребенка обучают от случая к случаю, то в детских учреждениях обучение и воспитание детей происходят по плану, охватывая сразу всех детей. Поэтому ранней формой обучения детей являются дидактические игры, которые совсем незаметно для них приносят им навыки, опыт и знания.
Ошибочно считать, что игра состоялась, если просто раздать куклы, пирамидки и другие игрушки детям. При профессиональном подходе к воспитанию детей подобное допускаться не должно.
Перед любой развивающей игрой обязаны задавать детям вопросы: «Во что будете играть?», «Кем ты будешь?», «Какие игрушки тебе нужны?» Эти вопросы помогают детям задуматься над темой игры. Надо увлечь детей интересной беседой, то в игре раскроются все детские переживания, характеры. Учить детей, умело подойти к распределению ролей. Главные роли хотят играть многие дети, поэтому в такой ситуации важно обратить внимание детей на второстепенные роли, не менее значимые, объяснить, в чем их важность и значимость.
Всегда трудно руководить игрой, которая уже началась. Неуместным вмешательством можно разрушить представленный ребенком образ, поэтому вмешиваться в процесс игры надо очень осторожно. Всякий ребенок нуждается в индивидуальном подходе при проведении занятий. Нельзя делить детей на активных и пассивных. В детских коллективах встречаются дети робкие, неуверенные в себе. Их пассивность может объясняться разными причинами, поэтому такой ребенок должен найти поддержку взрослого. Также могут возникнуть проблемы с детьми бойкого характера, которые являются заводилами в группе. В детях такого характера нужно воспитывать скромность, приучать их уважать окружающих, считаться с мнением других.
В играх детей возникают ссоры, конфликты, причины которых могут быть различны, как различны характеры всех детей. Дети могут ссориться из-за обладания той или иной игрушкой, возникают споры по самой игры.
Моя задача - мягко и тактично разрешить спор, научить детей поиску компромиссного решения.
3. Взаимодействие с педагогами
3.1 Использование игр на музыкальных занятиях
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой край родной, этническую культуру, испытывать чувство национальной гордости, пустить «корни» в родную землю. Задача наших педагогов – использовать сохранившиеся жемчужины народного опыта по воспитанию детей, ибо сила их положительного воздействия проверено веками. В нашем детском учреждении, я знакомлю детей с традициями русского народа, широко использую все виды народных игр.
Знакомя детей с песнями, обрядами, танцами, народными праздниками как: «Колядки», «Кузьминки», «Святки» и многие другие не только развиваю музыкальные способности, но и приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Используя элементы игр в различных видах занятий, изучая пословицы, поговорки, загадки, сказки, дети различают различные жизненные позиции, восхваляют положительные качества людей,
Уважительное отношение к труду, восхищаются мастерством человеческих рук, тем самым дети пополняют багаж своего жизненного опыта.
Применения игры на музыкальных занятиях, все больше убеждаюсь, что это необходимая грань в музыкальной жизни ребенка. Например, восторженное состояние у детей вызывает наша общая любимая песня – игра «Кострома». В этой игре знакомятся с народной песней, народной игрой, старославянскими текстами и рифмами, ну и конечно, интерпретацию в современной обработке (помимо живого звука, используется в качестве сопровождения фонограмму). Очень нравятся детям хоровод «Змейка «и «Плетень». Потому что ход танца выстроен таким образом, что здесь они имеют возможность не просто танцевать, а выбирать себе пару, присутствует некий социальный элемент, указывающий на то, что эта деятельность, несомненно, важна для развития коммуникативной функции ребенка. Отдельным пунктом нашей деятельности стоят народные игры. Совместно с музыкальным работником, я провожу интегрированные занятия, где используем народные подвижные игры с музыкальным сопровождением.
3.2 Подвижные игры на занятиях физической культуры
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Особенный интерес у детей вызывают различные игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Игры способствуют воспитанию положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению развития физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.
Однако основная функция игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, образ («Серый волк и гуси», «Наседка и цыплята», «Лиса в курятнике», «Два мороза» и другие). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры дисциплинируют детей, помогают созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива стали бы постоянными и привычными для детей. Подведение итогов, способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.
Подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Серый волк и гуси», «Наседка и цыплята», «Лиса в курятнике», «Два мороза» и другие). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры дисциплинируют детей, помогают созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива стали бы постоянными и привычными для детей.
Игры для детей носят разносторонний характер, формируют наиболее важные качества личности. Для развития личности детей существует определенная последовательность в подборе игр. Занимаясь воспитанием детей, следует выбрать игру с учетом их возраста. Самые первые игры для маленьких детей включают в себя игры-забавы, их сменяют игры по ролям, а потом уже дети участвуют в играх-задачах. Развивающие игры для самых маленьких должны по продолжительности занимать мало времени. В них можно играть как на прогулках, так и в свободное от занятий время.
Для развивающих игр самое важное - их многократное повторение. Таким способом дети лучше усваивают обучающее содержание. Поэтому надо настроиться на игру, создать детям соответствующее настроение, подготовить материалы и предметы для ее проведения. Однако не всегда можно предвидеть ход игры, не всегда знаем, как дети поведут себя в той или иной ситуации. Поэтому действия детей требуют особых правил управления. Чтобы успешно руководить детьми, необходимо завоевать их доверие. Проявить интерес к замыслу игры, тогда дети охотно обратятся за советом, в процессе игры можно узнать характер и наклонность каждого ребенка.
Все дети очень требовательны к тем предметам, в которые они будут играть, ищут в них сходство с действительностью. Во время игры дети могут заменять игрушки другими, более подходящими для замысла, и наделять их воображаемыми свойствами. В старшем дошкольном возрасте дети осознают важность всех игр и отличают игры от действительности. В процессе, игры часто можно слышать такие слова: «Как будто, понарошку, по правде и т. д.» Эта самостоятельная работа детей пробуждает любопытство, стремление к познанию окружающей жизни.
Большую роль в эффективном игровом обучении играют эмоциональное состояние взрослого, правильная организация режима дня детей, чередование самостоятельной деятельности детей и групповых занятий.
Раннее обучающее развитие детей сопровождается с использованием всевозможных наглядных материалов и пособий. Это могут быть детские песенки, стихи, прибаутки, игры-хороводы, которые развлекают детей, учат быть подвижными и активными. Например, игра на основе потешки «Ладушки-ладушки». Дети с восторгом слушают говорящего, следят за действиями его рук и подражают взрослому (хлопают в ладоши, поднимают руки, опускают их на головку). Потешки, стихи даются детям для того, чтобы развивалась их речь, они упражнялись в произнесении звуков, знали и изучали родной язык
Развития сенсорики, совершенствования ловкости рук добиваются с помощью народных игрушек: матрешек, неваляшек, разборных пирамидок и др. Детей очень привлекают красочность игрушек, возможность различить форму, величину, цвет. Обучать всему этому можно как в семье, так и в детских учреждениях. Если в семье ребенка обучают от случая к случаю, то в детских учреждениях обучение и воспитание детей происходят по плану, охватывая сразу всех детей. Поэтому ранней формой обучения детей являются дидактические игры, которые совсем незаметно для них приносят им навыки, опыт и знания.
Ошибочно считать, что игра состоялась, если просто раздать куклы, пирамидки и другие игрушки детям. При профессиональном подходе к воспитанию детей подобное допускаться не должно.
Перед любой развивающей игрой обязаны задавать детям вопросы: «Во что будете играть?», «Кем ты будешь?», «Какие игрушки тебе нужны?» Эти вопросы помогают детям задуматься над темой игры. Надо увлечь детей интересной беседой, то в игре раскроются все детские переживания, характеры. Учить детей, умело подойти к распределению ролей. Главные роли хотят играть многие дети, поэтому в такой ситуации важно обратить внимание детей на второстепенные роли, не менее значимые, объяснить, в чем их важность и значимость.
Всегда трудно руководить игрой, которая уже началась. Неуместным вмешательством можно разрушить представленный ребенком образ, поэтому вмешиваться в процесс игры надо очень осторожно. Всякий ребенок нуждается в индивидуальном подходе при проведении занятий. Нельзя делить детей на активных и пассивных. В детских коллективах встречаются дети робкие, неуверенные в себе. Их пассивность может объясняться разными причинами, поэтому такой ребенок должен найти поддержку взрослого. Также могут возникнуть проблемы с детьми бойкого характера, которые являются заводилами в группе. В детях такого характера нужно воспитывать скромность, приучать их уважать окружающих, считаться с мнением других.
В играх детей возникают ссоры, конфликты, причины которых могут быть различны, как различны характеры всех детей. Дети могут ссориться из-за обладания той или иной игрушкой, возникают споры по самой игры.
Моя задача - мягко и тактично разрешить спор, научить детей поиску компромиссного решения.
3. Взаимодействие с педагогами
3.1 Использование игр на музыкальных занятиях
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой край родной, этническую культуру, испытывать чувство национальной гордости, пустить «корни» в родную землю. Задача наших педагогов – использовать сохранившиеся жемчужины народного опыта по воспитанию детей, ибо сила их положительного воздействия проверено веками. В нашем детском учреждении, я знакомлю детей с традициями русского народа, широко использую все виды народных игр.
Знакомя детей с песнями, обрядами, танцами, народными праздниками как: «Колядки», «Кузьминки», «Святки» и многие другие не только развиваю музыкальные способности, но и приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Используя элементы игр в различных видах занятий, изучая пословицы, поговорки, загадки, сказки, дети различают различные жизненные позиции, восхваляют положительные качества людей,
Уважительное отношение к труду, восхищаются мастерством человеческих рук, тем самым дети пополняют багаж своего жизненного опыта.
Применения игры на музыкальных занятиях, все больше убеждаюсь, что это необходимая грань в музыкальной жизни ребенка. Например, восторженное состояние у детей вызывает наша общая любимая песня – игра «Кострома». В этой игре знакомятся с народной песней, народной игрой, старославянскими текстами и рифмами, ну и конечно, интерпретацию в современной обработке (помимо живого звука, используется в качестве сопровождения фонограмму). Очень нравятся детям хоровод «Змейка «и «Плетень». Потому что ход танца выстроен таким образом, что здесь они имеют возможность не просто танцевать, а выбирать себе пару, присутствует некий социальный элемент, указывающий на то, что эта деятельность, несомненно, важна для развития коммуникативной функции ребенка. Отдельным пунктом нашей деятельности стоят народные игры. Совместно с музыкальным работником, я провожу интегрированные занятия, где используем народные подвижные игры с музыкальным сопровождением.
3.2 Подвижные игры на занятиях физической культуры
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Особенный интерес у детей вызывают различные игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными.
Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Игры способствуют воспитанию положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. Подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению развития физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.
Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.
Однако основная функция игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, образ («Серый волк и гуси», «Наседка и цыплята», «Лиса в курятнике», «Два мороза» и другие). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры дисциплинируют детей, помогают созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива стали бы постоянными и привычными для детей. Подведение итогов, способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.
Подвижные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Серый волк и гуси», «Наседка и цыплята», «Лиса в курятнике», «Два мороза» и другие). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Играя, дети удовлетворяют свойственную им потребность в движениях.
В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. Игры дисциплинируют детей, помогают созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива стали бы постоянными и привычными для детей.