Альбина Гилязова
«Зеленый мир детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Гилязова А. М., Лапотникова С. В.
Общеизвестно, что ребенок проводит около половины всего времени в детском саду. Здесь он учится дружить, общаться с взрослыми и сверстниками, постигает азы грамоты, математики, рисования… Пребывание в детском саду – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка и от того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной будет среда, в которой ребенок живет и развивается, зависит его физическое и психическое состояние. Таким образом, можно смело утверждать, что территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Именно поэтому так необходимо создать природно-ландшафтный комплекс ДОУ. А так как наш детский сад углубленно работает над эстетической стороной предметно-развивающей среды, то сделать это так, чтобы все элементы вписались в современный облик здания. Как театр «начинается с вешалки», так детский сад «начинается с территории».
Публикация «„Зеленый мир детского сада“» размещена в разделах
В современном дошкольном учреждении можно смело говорить о таком понятии XX века, как ландшафтный дизайн. Сегодня ландшафтный дизайн — это отдельное искусство, главная задача которого создание гармонии и красоты в окружающей нас действительности.
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа жизни. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющий свою специфику на каждом возрастном этапе.
Актуальность. В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших условий формирования экологических представлений – это непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Умению создавать вокруг себя красоту, познавать мир способствует экология, с которой тесно связан ландшафтный дизайн. Сегодня экология - не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Это создание вокруг себя мира природы, гармонично переплетающейся с канонами ландшафтного дизайна. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию дошкольников необходимо вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях.
Наш детский сад работает по программе Т. Н. Дороновой «Радуга». В ней присутствует замечательный раздел, разработанный Т. И. Гризик, «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». В экологическом воспитании детей используем программу С. Н. Николаевой «Юный эколог».
Ребенок при помощи взрослых (педагогов и родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним, старается полюбить мир, в который он пришел. Перед школой у каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также первичное глобальное отношение к нему. Необходимо, чтобы это отношение было:
познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать,
бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, я хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить,
созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и преумножить эту красоту.
Развивая познавательную сферу ребенка – дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Чтобы знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, необходимо сделать так, чтобы дети получали эмоциональную радость от встречи с природой, стремились глубже понять ее, чувствовали ответственность перед ней.
Это возможно только в системном подходе к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. Среди образовательных технологий, позволяющих реализовать эту задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика – Теория решения изобретательских задач.
Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана, которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления. Весь комплекс проблем мы сконцентрировали в долгосрочном проекте по озеленению территории помещения нашего ДОУ.
Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, направлен на разработку ландшафтного дизайна в соответствии с возрастом воспитанников детского сада и в помощь их экологического воспитания.
По содержанию: естественно – научный.
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ - педагоги, специалисты, дети, родители.
Объектом исследования в нашем долгосрочном экологическом проекте является озеленение территория МАДОУ ЦРР – детского сада №21 г. Туймазы.
Предметом исследования являются технологии ландшафтного проектирования и озеленения, применяемые на территории МАДОУ ЦРР – детского сада №21 г Туймазы.
Цель исследования - создание долгосрочного дизайн-проекта по преобразованию территории образовательного учреждения в комфортную и красивую мини - экосистему, благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
Гипотеза. Мы предполагаем, что разработка долгосрочного проекта по озеленению и благоустройству территории и помещений ДОУ, поможет нам создать на территории ДОУ экологически благоприятную среду, которая окажет активное воздействие на отношение дошкольников к природе, на формирование их эстетического вкуса, совершенствует уровень профессионального мастерства педагогов по теме «Ландшафтный дизайн ДОУ», и привлечет родителей к благоустройству и озеленению территории ДОУ.
Задачи:
• изучить и проанализировать научно-методическую литературу.
• составить план методической работы по проблеме «Экологическое образование детей дошкольного возраста».
• ежегодно продолжать и преобразовывать озеленение и благоустройство территории с целью эффективной работы по экологическому образованию, трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.
• содействовать сотрудничеству детей и взрослых. Привлекать родителей для создания комфортной ландшафтной зоны.
• пропагандировать охрану окружающей среды и формировать экологическую культуру у детей, их родителей и жильцов окружающих домов.
• Перепланировать и изменить цветочную клумбу с западной стороны здания превратить в участок «В гостях у сказки».
• Апробировать разработанные проекты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
• Разработать рекомендации для педагогов дошкольного образования по работе экологического образования средствами окружающей среды и инновационных технологий.
Для достижения цели и подтверждение выдвинутой гипотезы нами использовались следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ научно - методической литературы.
Разработка перспективного плана методической работы.
2. Эмпирические: невключенное, неформальное наблюдение. Диагностические методики выявление уровня экологического образования у детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей.
Этапы реализации.
I этап: организационно-теоретический
Цель: изучение научно-методической литературы по экологическому образованию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Анализ образовательной ситуации в детском саду; диагностика готовности педагогов к экологическому образованию дошкольников; изучение инновационных технологий в области экологического образования; изучение опыта работы других дошкольных учреждений по данной тематике.
II этап: Методический
Цель: организация коллективного творческого поиска, путей реализации экологического образования дошкольников в условиях ДОУ средствами окружающей среды.
3 этап: Практический
Цель: показ лучших работ педагогического опыта в дошкольном учреждении; апробация воспитателями разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому образованию
4 этап: Аналитический
Цель: проведение контрольных срезов; анализ результатов диагностики уровня профессионального развития педагогов и уровня их готовности к экологическому образованию дошкольников. Анализ актуального уровня экологической воспитанности дошкольников. Обобщение и представление опыта работы по данной проблеме на конкурс «Зеленый мир детского сада – 2013»