Любовь Щербина
«Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому» (знакомство детей с Белгородом)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор:
Воспитатель МДОУ Д/С № 46 г. Белгород
Щербина Л. С. ,
Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников неотъемлемая часть общей культуры государства. Человеческий фактор, поставленный в центре политической жизни нашей страны, делает актуальным поиск современных форм общения с ребёнком- дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
В нашем детском саду мы работаем по теме «Знакомим детей с Белгородом» : с детьми, с родителями, с другими социальными институтами.
Публикация «„Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своём, как в родном дому“ (знакомство детей с Белгородом)» размещена в разделах
Работа с детьми строится с учетом их возраста. Так, в младших группах мы не проводим занятия по ознакомлению с городом и не даем сведений об его истории. С младшими дошкольниками мы начинаем ознакомление с наблюдением близлежащих улиц. Улицы длинные на них много домов, у каждого дома номер. К концу года дети знают название своей улицы, своего дома, номер квартиры. В этом нам помогают родители. Обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, проспекты
(флаги, цветные огоньки, гирлянды).
На целевых прогулках мы обязательно рассказываем о большом, красивом городе : пусть наши дети удивятся большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различным стилям архитектуры. А мы объясняем, что в городе живут горожане, которые наводят порядок на улицах Белгорода, высаживают деревья и цветы, красят лавочки, реставрируют дома. Обращаемся к детям: «Вы тоже- маленькие горожане, поэтому должны делать все то, чтобы наш Белгород был чистым и нарядным; бросать фантики от конфет и мороженного в контейнер для мусора, не ломать веточки и цветы».
После наблюдения предоставляем детям возможность закрепить свои впечатления о городе в продуктивных видах деятельности: нарисовать, сделать аппликацию, праздничное украшение города, макеты строительства улиц и городов.
Особое внимание уделяем в младших группах работе с родителями. На ширмах, в уголках раздевалки оформляем информационные стенды для родителей, где размещаем советы и рекомендации, обращаемся к родителям с такими просьбами: «Умные папы и добрые мамы, гуляя с детьми по Белгороду, покажите и расскажите, чем привлекателен наш город, обратите внимание на красоту зданий, парков, церквей».
«Приучайте детей к правильному переходу перекрестка. Обратите их внимание на то, кто приводит в порядок город. Понаблюдайте за работой дворника, лифтера. Своим поведением достойного гражданина покажите пример детям».
В средних группах большая часть работы по ознакомлению с Белгородом проходит вне занятий. Мы составляем социальный портрет детского сада и ведём работу соответственную тому, что какие объекты находятся вблизи нашего дошкольного учреждения: совершаем целевые прогулки с детьми по ближайшим улицам, организуем наблюдения за горожанами, их трудом по благоустройству города, за машинами на улицах, как они помогают жить человеку в областном городе (скорая помощь, пожарная машина, поливочная, мусороуборочная, хлебная, молоковоз, продуктовая машины).
А ещё мы читаем детям художественную литературу об исторических событиях, о народном героизме.
Беседуем с детьми, где они побывали и что знают о городе родном.
Мы привлекаем к целевым прогулкам с детьми родителей, знакомим детей с главными достопримечательностями Белгорода (Соборная площадь, Преображенский кафедральный собор, Пушкинская библиотека- музей и т. п.). Рассказы родителей о том, чтобы город был нарядным и чистым, оставляют глубокий след в душе ребёнка, прививают заботливое и участливое отношение к родным местам.
Мы проводим занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями нашего города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой Белгорода; подчеркиваем, что все вокруг создано руками человека, очень давно, но народ помнит имена тех, кто созидал, ваял, творил; знакомим дошкольников с понятиями город и село; выясняем, чем отличаются город от села (транспортом, домами и трудом людей, как помогает город и село друг другу; показываем детям родной Белгород как город красавец, город- труженик.
Знакомим с городом- красавцем (очень зелёный город, чистый, много фонтанов, памятником и т. п).
Предлагаем вашему вниманию примерную тематику занятий.
Средняя группа.
Сентябрь. Цикл занятий по теме «Белгород родной». Целевые прогулки, беседы, анализ ситуаций, ориентирование ребёнка в месте его проживания.
Цель: уточнить знания о памятных местах, Соборной площади, знать адрес своего места жительства, совершать целевые прогулки, проводить беседы. Создать ситуации для ориентирования на местности, где проживают дети, где находятся исторические места и достопримечательности.
Октябрь. Экскурсия на почту, беседа о работниках главпочтамта, почтового отделения.
Ноябрь. Беседа о жизни города и села (что общего, чем отличаются). Азбука общения - ситуация в автобусе.
Декабрь. Проигрывание и анализ ситуации «Мы в городе»; рассматривание наборов открыток о Белгороде. Работа с родителями. Беседа «Как Белгород готовится к празднику Нового года». Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательностям города. Чтение и обсуждение рассказ Ильина «Машины наших улиц».
Январь. Составление альбома «Дом, в котором я живу» (фотографии детей у себя дома, во дворе, на улицах города Белгорода). Беседа о транспорте – как можно добраться из одного конца города в другой - троллейбусами, автобусами, маршрутными такси.
Фотографии – транспорта на улицах Белгорода.
Выставка фотографий «Белгород старый и современный».
Февраль. Посещение вечного огня. Выставка сувениров о родном Белгороде, значков, открыток. Беседа о часовых, караульных, стоящих на почетной вахте, объяснение, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню, к могиле неизвестного солдата, к памятникам Попова, Ватутина и т. п.
Март. Беседы с детьми:
- о том, где они с родителями побывали, какие красивые места видели;
- о транспорте.
Рисунки (выставки) :
_ «Дом, в котором я живу»;
-«Мой любимый детский сад»;
- «О городе и селе».
Апрель. Благоустройство участка детского сада. Посадка цветов, озеленение. Экскурсия детей с родителями к памятным местам и мемориалам, обелискам; посещение аллеи Героев, краеведческого музея, музея- библиотеки имени А. С. Пушкина.
Май. Фотовыставка «У нас в семье праздник 9 мая», «Где мы были во время праздника».
В старшей группе мы приступаем к ознакомлению детей с историей Белгорода; показываем, что наш город- город, в котором живут дети, красив, современен, город- труженик. Рассказываем, какие есть промышленные предприятия (ЗМК, Луч, БелАЦи, ЖБК, ПКСМ, Цементный, Энергомаш, Швейная фабрика, какую продукцию, они выпускают. Закрепляем знания о родном районе; знакомим с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей, с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада (поликлиника № 6, школа № 31, музей- библиотека им. А. С. Пушкина, «Дом торговли, «Ателье» и др.).
Основная работа, как и в средней группе, проходит вне занятия. Это целевые прогулки по близлежащим улицам: Костюкова, 5 Августа, Щорса; беседа об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр телепередач; рассматривание иллюстраций о городе, местах, где побывали в Белгороде дети с родителями; совместный труд по уходу за микрорайоном; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей : как познакомить дошкольников с миром профессий, кем работают родители.
На прогулках обращаем внимание детей на заводы, фабрики, предприятия, учреждения, где трудятся люди в районе, городе. Поясняем и уточняем, что производят в нашем городе, какая промышленность самая развитая: строительные материалы, шифер, асбестовые трубы, цемент, газосиликатные блоки, все изделия из бетона и т. д.
Один раз в месяц проводим занятия по знакомству с Белгородом.
Сентябрь: История возникновения родного города.
Октябрь: Наш Белгород : город-красавец, город- труженик.
Ноябрь: Улицы родного города.
Декабрь: Путешествие по родному городу.
Январь: Памятники Белгорода.
Февраль: Они защищали Родину- познакомить с памятниками. Рассказ о тех, кто защищал родной Белгород. Возрастные периоды истории города.
Март: Беседа о Белгороде, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).
Апрель: Герои- защитники Отечества.
Май : Закрепить навыки поведения на улицах города, уметь составлять связанный рассказ по фотографии (ребёнок берёт интервью у других детей).
Занятия в подготовительной группе:
Сентябрь: Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.
Октябрь: «Их помнит Россия» (беседа о людях, прославивших землю белгородскую).
Ноябрь: Театры нашего города.
Декабрь: Музеи родного города (часть 1).
Январь: «Путешествие в прошлое» (как выглядит город теперь, как выглядел раньше).
Февраль: Посещение исторических мест города (совместно с родителями).
Март: Музеи родного города (часть 2 углубление)
Апрель: Наши защитники (о людях героях, защищавших наш город во время ВОВ).
Май: Итоговое занятие «Мой родной город» (с использованием фотовыставки, собранной и организованной совместно с родителями за прошедший учебный год).
Совместно с детьми и родителями мы проводим:
1. Акция «Чистый город», в течение которой родители и дети очищают от мусора путь следования к детскому саду или кусочек своего двора, принимают участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада.
2. Проект «Красная книга Белгородчины», «Белгород раньше и теперь».
3. Фестиваль «Русский романс», в котором принимают участие сотрудники, дети и родители воспитанников со своими оригинальными версиями исполнения русского романса и классическими вариантами.
4. Утренник «День матери», который проводится и готовится благодаря энтузиазму родителей и бабушек воспитанников детского сада.
С музеем народной культуры, с краеведческим музеем и музеем- библиотекой им. А. С. Пушкина сотрудничаем давно и плодотворно: проводим занятия, экскурсии, участвуем в конкурсах.
Вот примерная тематика экскурсий по Белгороду :
1. Ознакомительные :
-Центральный городской парк;
-Парк Победы; аллея Героев;
- Памятники героям исторических событий;
- Соборная площадь;
-Детская школа искусств;
- Музей искусств;
-Дворец спорта «Космос», «Оранжевый лед»;
- Музеи и театры;
- Любимые места белгородцев (скверы, парки)
2. Где будем учиться.
3. Где работают наши родители.
4. Исторические события в зданиях и памятниках.
5. О людях прославивших и защищавших землю белгородскую.
6. Наш сказочно красивый город! (Посещение ботанического сада БелГУ, оригинальных архитектурных сооружений, комплексов, фонтанов).
7. Милый сердцу уголок. (Посещение мест, наиболее любимых детьми; провести предварительную работу, выяснить, какие места больше всего нравятся детям).
8. Мы - маленькие следопыты. (Знакомство с промышленными предприятиями города) .
9. Все работы хороши! Знакомство с различными профессиями:
-Здесь пекут хлеб;
-Какой бывает доктор;
- Мы в библиотеке;
- Музей и его сотрудники;
-Для чего нужен банк:
- Кто такой строитель и т. д.