Олеся Черкашина
Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогические условия преодоления Эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей младшего дошкольного возраста».
Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Публикация «Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у младших дошкольников» размещена в разделах
Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.
Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.
Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным "психологическим" барьером между взрослым и детьми.
Такие барьеры чаще всего возникают между взрослыми и гиперактивными детьми.
И хотя в нашей стране проблемы гиперактивных детей занимались многие ученые: И. П. Брязгунов, А. И. Захаров, Н. Н. Заваденко, В. Р. Кучма, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина и другие, но вместе с тем установлено, в частности А. И. Захаровым, что практически все окружающие гиперактивного ребенка люди (родители, педагоги, сверстники) прибывают в уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и тд… К сожалению они ошибаются.
Обобщение теоретической части позволило сделать следующие выводы:
-Эмоциональное неблагополучие часто возникает у импульсивных детей, чьё поведение редко вызывает положительные эмоции у взрослых и сверстников.
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.
Но это состояние имеет более оптимистические возможности реабилитации при условии, если она проводится в возрасте от 3-х до 7-ми лет.
- Дети с импульсивным поведением трудно адаптируются к школе, плохо входят в коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Их поведение свидетельствует о недостаточной форсированности у них регуляторных механизмов психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения.
- Помимо психологического основания импульсивное поведение имеет и физиологические причины. Оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частностью второй системой сигнальной – речи.
- Все точки зрения на причинное течение заболевания можно объединить в три большие группы:
Биологические, психосоциальные и генетические. Биологические факторы играют решающую роль первые два года жизни, в последующие годы они опосредуются психосоциальными факторами исследования, что 2/3 детей с данным синдромом – это дети из семей высокого социального риска.
С импульсивными детьми коррекционная работа осуществляется поэтапно и предполагает последовательное решение конкретных задач и использование для этого определённых видов игр и упражнений.
Подход к лечению импульсивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Чтобы достичь позитивной динамики в ходе коррекционной работы (изменение в поведении, установках и эмоциональном состоянии ребенка, необходимо понимание и отклик со стороны родителей и ближайшего социального окружения. Совместная деятельность ребенка с окружающими людьми является оптимальным условием его гармоничного развития.
Добиться того, чтобы импульсивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве с ним - вполне посильная задача
.