Надежда Александровна
«Волшебный цветок». Занятие по художественному творчеству (техника «граттаж»)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - техникой граттаж.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – граттаж
- учить изображать цветы в технике «граттаж» на основе собственных представлений
- закрепить представления детей о нетрадиционной технике рисования
Развивающие:
Публикация «„Волшебный цветок“, Занятие по художественному творчеству (техника „граттаж“)» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать у детей воображение, фантазию, художественно-эстетический вкус.
- выделять слова и действия, относящиеся к нетрадиционной технике
рисования, обогащать словарный запас,
-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в
ситуации творческой и игровой ситуации,
- развивать цветовосприятие и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать стремление любоваться цветами и беречь их
- формировать положительные взаимоотношения детей.
В ходе занятия реализуются задачи по следующим образовательным областям:
Образовательная область «Коммуникация» Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, обогащать словарный запас детей.
Образовательная область «Познание» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (граттаж).
Образовательная область «Социализация» Побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» Вспомнить знакомые сказки А. С. Асакова «Аленький цветочек», В. Катаева
«Цветик – семицветик» и В. Бажанова «Каменный цветок»
Образовательная область «Физическая культура» Развивать двигательную активность детей и мелкую моторику рук.
Методы и приемы: сюрпризный момент, отгадывание загадок, обыгрывание отрывок из сказок, релаксация, получение письма, создание проблемных ситуаций, физкультминутка, объяснение и показ приёмов рисования, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность, индивидуальная помощь, анализ работ.
Материал и оборудование. Выставка цветов (совместные работы детей и их родителей, образцы для показа последовательности техники
«Граттаж», музыкальное сопровождение П. И. Чайковского «Вальс цветов» Конверты с заданиями.
Раздаточный материал: альбомный лист формата А4 (тонированные, покрытые слоем свечи и затушёванные, деревянные палочки и кисти.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
В: Дети встают в круг.
-Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и постараемся настроиться на активную работу, а помогут нам в этом стихи и упражнения. Вы будете повторять их за мной.
-Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький росток,
Здравствуй, милый мой дружок!
Вот теперь мы полны сил и энергии.
-Ребята, а вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы мне сами скажите, посмотрев нашу выставку.
(Ответы детей)
В: Вы правы, сегодня мы отправимся в волшебный мир цветов. Замечательно сегодня я буду волшебницей и предлагаю вас отправиться в сказочную страну. Закройте глаза и повторяйте за мной:
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
В: Вот мы и оказались с вами в волшебном мире цветов. А почему волшебный? Потому что цветы немного необычные,а изготовлены они из чего?
Д: Бисера, бумаги, ниток.
В: Давайте отгадаем загадки и найдём среди этих цветов знакомые нам цветы.
1. Очень милые цветы
Голубые лепестки!
На лугах они растут и красиво там цветут.
Проявите чуть смекалки
Те цветы зовут.
Ответ: Фиалки
2. Помню, в нынешнем году.
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платья белые …
Ответ: Нарциссы
3. Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …
Ответ: Тюльпан
4. Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы.
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми.
Ответ: Гвоздиками
В: Да, всё это правильно. Но однажды я услышала, как один цветок рассказывал секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки.
Давайте, и мы с вами тоже выполним “цветочную зарядку”.
“Цветочная зарядка”.
Говорит цветку цветок : Дети поднимают и опускают руки.
“Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку. Дети шагают на месте, высоко.
Да притопни ножкой. Поднимая колен.
Да головкой покачай – Вращение головой.
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка – Наклоны туловища.
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхни и успокойся. Встряхивание кистями рук.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе”.
Раздается стук в дверь. Залетает на метле Баба-Яга.
Баба-Яга: Да, вы тут любуетесь, а у меня горе-то какое. Уж я его берегла. Уж я его стерегла. Никому не показала. На три замка закрыла, а он улетел.
В: Кто улетел?
Б-Я: Попросил сказочник приглядеть за цветиком - семицветиком, а я не уберегла, улетел он. Узнает…вмиг меня в лягушку превратит. А что я верну? Одна палка и осталась. Горе мне горе.
В: Во-первых, баба-яга это не палка. Ребята, скажите, бабе-яге, что это?
Д: Стебель с листьями
В: Во-вторых, что это за конверт у тебя?
Б-Я: Да,я не знаю, письмо наверное.
В: Ну прочитай нам.
Б-Я: Я не умею читать, читайте сами.
Воспитатель читает письмо: Вернусь когда сама нарисуешь волшебный цветок.
Б-Я: Нарисуешь! Аха! А малевать-то я не умею.
В: Не малевать, а как ребята сказать? (рисовать, изображать)
В: Не переживай, мы тебе поможем, научим и покажем как нарисовать волшебные цветы.
В: Дети для того чтобы у нас получились волшебные цветы, вы должны и сами превратится в волшебников, а поможет нам в этом цветик-семицветик. Повторяйте за мной:
Лети, Лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы превратились в волшебников!
В: Вот мы и стали с вами волшебниками, а теперь пройдем в мастерскую и займём свои рабочие места. Баба Яга будет учиться, и рисовать вместе с нами.
Давайте подготовим наши пальчики для рисования.
Физкультминутка:
Спал цветок волшебным сном
(кулачки крепко сжаты)
Был закрытым. Но потом…
Показался лепесток
(распрямить большой палец)
А за ним его дружок
(указательный палец)
Вот и третий не проспал
(средний палец)
И четвертый не отстал
(безымянный палец)
Вот и пятый лепесток
(мизинец)
И раскрылся весь цветок!
(кисть руки изображает форму тюльпана – глубокой чашечки).
В: Сегодня я научу вас делать цветы в новой для вас технике, которая называется «Граттаж». Эта техника ещё называется «цап – царапки».
Алгоритм выполнения работы:
1. Для этого беру чистый лист бумаги.
2. Затем я беру гуашь и выбираю нужный мне цвет, такой, каким должен получится рисунок. Мы с вами будем рисовать солнечную цветочную поляну. Чтобы нарисовать солнце, гуашь какого цвета я должна взять - (жёлтого) а для травы – зелёного?
Тонирую листы в эти цвета.
3. А вот теперь самый главный секрет - я беру свечу и покрываю ей всю поверхность листа. Всю-всю!
4. Поверх свечи, я всё закрашиваю чёрной гуашью. Это требует много времени и труда, поэтому основу под граттаж мы выполнили заранее.
5. Начинаем рисовать. Процарапывать рисунок, как кошка коготками. Поэтому техника и называется «цап-царапки». Для этого нам понадобиться заострённый инструмент.
6. У меня в руке заострённая деревянная палочка и вот я процарапываю солнце в правом верхнем углу, а внизу вертикальными линиями - процарапываю траву. Очень аккуратно, стараясь не сильно надавить, чтобы не повредить бумагу. Вот и готовы – солнце и трава.
(Дети под музыку выполняют работу нетрадиционной техникой рисования : граттаж)
В: Наши волшебники сильно старались и немного устали, давайте немного отдохнё м:
Физкультминутка
Наши алые цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки. (Плавно поднимаем руки вверх.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание руками влево-вправо.)
Наши алые цветки.
Закрывают лепестки, (Присели, спрятались.)
Головой качают, (Движения головой влево-вправо.)
Тихо засыпают.
В: Скажите, пожалуйста, а из каких частей состоит цветок?
Д: Стебель, лист и цветок.
В: А теперь пришла пора вам, мои волшебники самим придумать цветок и изобразить «граттажом» на наших полянках.
Самостоятельная деятельность детей.
В: Посмотри, Бабушка Яга, какие цветы нарисовали дети. Нравятся тебе?
(Баба Яга идет от стола к столу)
Б-Я: Настоящие волшебники! Какой красивый цветок! Вот этот еще лучше! Нет вот, этот! Или этот? Нет, я не знаю, они все такие прекрасные. Молодцы, ребята!
В: А что у тебя, бабушка? Сейчас посмотрим, какая ты ученица.
Б-Я: Посмотрите- ка на мой цветок. Какой он прекрасный. Спасибо, благодарю вас, вы научили меня рисовать.
(Выставляет на мольберт свой цветок)
Б-Я: Пойду посмотрю не вернулся ли мой Цветик-семицветик.
(Убегает к сундуку. Открывает его и достает цветок)
Б-Я: Ура! Вернулся! Хочу вас отблагодарить. Есть у меня тут в сундуке цветные амулеты. Я хочу подарить их вам.
(Дарит детям амулетики и прощается с ними).
Б-Я: Побегу, унесу сказочнику, пусть в сказках помогает добрые дела вершить, ведь это так здорово – дарить радость и помогать другим!
(Убегает)
В: Убежала, унеслась. Очень обрадовалась, что вернулся цветик-семицветик и теперь ее сказочник не превратит в лягушку.
Из наших прекрасных, волшебных. Чудесных цветов мы оформим выставку в вашей группе, чтобы ваши родители тоже смогли полюбоваться вашими работами.
В: А нам пора возвращаться в детский сад и снова превратиться в детей. Повторяйте за мной:
Лети, Лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы мы снова стали детьми и вернулись в детский сад!
В: Вот мы и снова с вами в детском саду, а из наших прекрасных, волшебных. Чудесных цветов мы оформим выставку в вашей группе, чтобы ваши родители тоже смогли полюбоваться вашими работами.
В: Вам понравилось наше путешествие? А вы сейчас возьмете амулет и скажите чему вы научились и что вам понравилось.
(итог занятия)
В: - Молодцы ребята! Вы много знаете и умеете! Спасибо вам!