Ольга Ч
«Волшебные струны». Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление со струнными музыкальными инструментами. Воспитание бережного отношения к своему голосу – как уникальному струнному инструменту.
Задачи:
- развивать навык активного слушания, воображения;
- формировать опыт эксперементирования со звуками;
- развивать тембровый слух;
- способствовать формированию у детей и их родителей интереса пребывания в ДОУ через нравственный и эстетический опыт.
Публикация «„Волшебные струны“, Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы с участием родителей» размещена в разделах
- Музыка. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Предварительная работа: приглашение родителей, играющих на гитаре (папа, старший брат, скрипке (мама, сестра); подготовка атрибутов (баночки, нитки, резинки, бутылочки, запись необходимых фонограмм, подготовка видеопрезентации.
1. Приглашение.
Воспитатель (говорит шепотом, приглашая войти детей и взрослых в зал в тишине) :
Давайте, сейчас в зал войдем в тишине
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Гости проходят тихо, на носочках в зал, чтобы «услышать» тишину, рассаживаются. Под музыку появляется Фея Звуков.
Фея: Здравствуйте, друзья, я Фея звуков. Где-то здесь гуляла моя сестра - Фея Тишины. Вы ее не видели? Может быть, вы слышали звук ее шагов? Вам понравился звук тишины?
2. Слушаем звуки.
Фея рассказывает стихотворение, дети помогают озвучить его.
Жизнь была бы страшно скучной, если б жизнь была беззвучной.
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя (металлофон) и сердца стук (ксилофон)
Мы кричим (кричат, смеемся (смеются, дышим (носом)
Мы слова и мысли слышим, слышим даже тишину…
Как гуляет кот по крыше (мягкой палочкой по тарелке)
Как шуршат за стенкой мыши (шуршунчик)
Волки воют на луну (духовые)
Мир без звуков был бы грустный, серый скучный и невкусный! (говорят все вместе)
Фея: В моем царстве звуки можно услышать где угодно!
3. Игра «Угадай звук». (Педагог играет за ширмой, дети и взрослые угадывают) Громко тикающий будильник, деревянные кубики, орехи, шуршит газета, переливается вода, звенят крышки от кастрюли, кружится юла.
Фея: Все эти звуки шумят, а потому называются ШУМОВЫЕ.
Послушайте и другие звуки: (фонограмма) : фортепиано, скрипка, флейта, арфа, труба, балалайка. Гости угадывают и изображают игру на инструментах.
Все эти звуки исполнены на музыкальных инструментах, а потому они называются МУЗЫКАЛЬНЫЕ.
Фея: Наверное, вы хотите узнать, почему все может звучать? И я сегодня с удовольствием вам открою секрет. А вы все станете волшебниками!
4. Создаем музыкальный инструмент.
Дети и взрослые подходят к столикам, садятся. Фея открывает сундучок, достает баночку из под йогурта, с натянутой на нее резинкой.
- Как вы думаете, может ли звучать баночка из-под йогурта (показываю пустую?
- А если на нее надеть резинку?
- Что нужно сделать, чтобы она зазвучала? (натянуть и отпустить резинку). Дети экспериментируют с помощью взрослых. Изготавливают инструменты, надевая резинку на баночку, украшая баночку по желанию.
Резинка здесь похожа на струну. Давайте немного поиграем. (Фея раздает всем баночки с резинками, внизу продета гофрированная бумага - лента»
5. Шуточный оркестр (Штраус Полька «Трик-трак»). Дети и взрослые ритмично играют на баночках.
Фея: Посмотрите, друзья, резинка дрожит, и баночка звучит, как будто говорит всем «Привет!». Давайте потанцуем и со всеми поздороваемся.
6. Игра «Привет вам!». Под музыку гости 1) ходят по залу; 2) встречаются парами ребенок – родитель, дергают за резинку и поют «Привет вам» 3) встречаются все вместе в круг, так же здороваясь.
Фея: Сегодня мы с вами услышим и увидим музыкальные инструменты, у которых тоже есть струны. Какие же это инструменты - попробуйте отгадать:
*Смычок на ней пиликает, как воробей чирикает (скрипка)
*Она у папы шестиструнная
Её настройка – дело трудное
И чтобы папу не расстраивать,
Её нам лучше не настраивать (гитара)
У этих инструментов есть струны. Как вы думаете, каким одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Какие они? (Струнные).
7. Появление Трубадура.
Слышится песня Трубадура.
Фея: Мне кажется, кто-то идет к нам в гости. Как вы думаете, кто это?
Заходит Трубадур с гитарой, проходит по залу.
Да это же Трубадур из сказки о Бременских музыкантах. Дорогой Трубадур, скажи, что это у тебя за музыкальный инструмент?
Трубадур рассказывает о гитаре.
Трубадур исполняет пьесу по выбору.
Фея: Спасибо, Трубадур. Садись с нами. Ребята, скажите, а почему гитара у Трубадура звучала, что он для этого делал? (Дергал струны) Значит, у гитары дрожали струны? (Да) А вы хотите попробовать? Но делать это нужно очень бережно, потому что струны можно порвать и гитара звучать больше не будет. (Дети пробуют)
Фея: Наверное, кто–то из ваших родственников или знакомых играет на гитаре? Гитара издавна была известна в Испании, которая была её родиной. В России гитара стала известна и приобрела большую популярность. Под звуки гитары пели серенады, песни Гитара звучала и как сольный инструмент. Сейчас существуют шести и семи струнные гитары.
Поем все вместе детскую песню под гитару.
8. Появление Принцессы.
Звучит Песня Принцессы. Заходит Принцесса
Фея: А вот и Принцесса. Ребята, а какой инструмент у нее в руках? (скрипка). Сыграй нам, пожалуйста, на скрипке, а мы послушаем.
Принцесса играет и рассказывает об инструменте.
Фея: Садись с нами, Принцесса. Друзья, вам понравилось звучание скрипки? У скрипки звук высокий, ясный, светлый. За такой необычный звук её называют Королевой оркестра. Посмотрите, внимательно, какой это замечательный инструмент. (Дети рассматривают). У скрипки тоже есть струны, но Принцесса не дергала их, как на гитаре, а водила какой-то палочкой. А как называется вот эта палочка, которой водят по скрипке?
- Смычок.
- А из чего он сделан?
- Из конского волоса.
- Благодаря этому смычку у скрипки протяжный, певучий звук. Недаром про неё говорят что она “поёт” человеческим голосом. Поэтому в оркестре она главная. Людей, которые играют на скрипке, называют скрипачами.
И у гитары, и у скрипки есть струны. Но не только у них. Есть струны у балалайки и домры, у арфы и виолончели. И все эти инструменты называются поэтому СТРУННЫЕ.
9. Презентация «Прогулка в оркестровой».
Фея: Но я раскрою вам еще один секрет. У каждого из нас есть струны. Они находятся вот здесь (показать на горло. Предложить всем обнять горло пальцами слегка и сказать вслух слово «Струнные»).
Вы услышите, что там что-то дрожит - это наш голос. Да, да, наш голос - это две тоненькие струночки. И если мы кричим - они дрожат так сильно, что могут порваться
а мы не сможем разговаривать. (показать пример на нитках, предложить детям и взрослым самим натянуть нитки и порвать,
Как же мы должны разговаривать? (тихо) Конечно, мы должны беречь наш голос. А вы знаете, что можно пригласить поиграть друга даже вовсе без звука? Я сейчас позову кого-то из вас только взглядом и жестом, а вы продолжите звать своих друзей. (таким образом все выходят в круг)
10. Игра «Круг доброты». Все по кругу тихим голосом называют соседа ласково по имени. (берегут свои голоса).
В студии начинает звучать музыка.
Фея: Ребята, вы слышите эту чудесную музыку? А какие инструменты вы слышите? (скрипка, гитара)
У струн таинственный язык,
На нем никто не пишет книг,
На нем никто не говорит,
Он в недрах музыки разлит.
Несет он счастье и покой,
Понятен он душе любой
Без перевода и без слов,
Прозрачен он и легче снов.
Звучащий мир – любви язык,
Он музыки волшебный лик.
Благословение струне,
Дарящей голос тишине.
Наверное, эти волшебные струны нас куда-то зовут? Давайте посмотрим!
Дети с родителями проходят к столикам, где изготавливают гитару и скрипку.
11. Изготовление скрипки (гитары). Понадобятся: бутылка из-под шампуня, цветные резинки, палочка от флажка. Дети обследуют образец: считают сколько струн у гитары и скрипки, из чего состоит смычок. С помощью взрослых изготавливают инструменты. Играют с ними.
12. Фея прощается.
Вот и подошла наша встреча к концу.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех
Говорю всем: “До свиданья!
Вы, конечно, – лучше всех!”