Раузия Закирова
«Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по
экологии
"Волшебница вода"
в подготовительной группе
Цель: дать детям представление роли воды в природе, о трех состояниях вещества, формировать естественно научные представления у дошкольников путем проведения опытов.
Задачи:
1. Знакомить детей со свойствами воды, познакомить с процессом фильтрации.
2. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, закрепить умение работать с веществами, растворимыми и не растворимыми в воде.
3. Воспитывать у детей прививать бережное отношение к воде.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Ход ЗАНЯТИЯ
Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, слушать друг друга. Давайте сядем удобно на стульчики. А теперь слушайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде. И к нам пришла гость это Капелька. Она хочет много узнать о себе и о других капельках.
Вос-ль:
Как вы думаете, много ли воды на нашей планете?
Где мы можем увидеть воду (на речьке,в озере) а еще где можно увидеть? (на карте, глобусе).
Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Покажите на глобусе воду. А чего больше на планете: суши или воды? Правильно, воды на нашей планете больше, потому что каждому живому существу необходима вода. А для чего нужна вода?
Вос: А вы знаете что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодно растительному, животному миру и человеку нужна вода «пресная» .А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? Пресная вода это вода без солей. А в морях и океанах как вы знаете вода соленая. Жить в такой воде могут только морские обитатели. Люди такую воду не пьют. Поэтому люди берут воду из подземных скважин. Питьевую воду нужно беречь. В нашей планете запас пресной воды очень мало это связано с экологической обстановкой: реки загрязняются, высыхают, исчезают.
-Ребята как вода поступает в реку? Ребята,а что такое круговорот? Посмотрите когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащая там вода превращается в пар и поднимается в воздух. И. т. д.
-Ребята какие пословицы и поговорки вы знаете про воду? «Много снега- много хлеба», «Хлеб да вода – все не беда»
Ребята вспомним какое бывает состояние воды в природе.
1. Вода жидкая. (Су сыек хлд була)
Вос - ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
2. «Вода – твердое вещество»
Значит, вода бывает не только жидкой, но и твердой, в виде льда.
3. Пар – это тоже вода. Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая.
Вос - ль: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А вы знаете, что в лаборатории работают ученые. (Да) И вы теперь не просто мальчики и девочки, а настоящие ученые.
Опыт№1
"ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ".
Вос - ль: Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос - ль: Как нужно с такой посудой обращаться.
Дети: Аккуратно. Постараться не стукать её друг о друга, можно разбить.
Вос – ль: Посмотрите,у нас на столе лежат вот такие стеклянные предметы.
Дети: Какаую форму они имеют?
Вос – ль: Если мы опустим их в стакан, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются такими как есть. Форма их не меняется.
Вос - ль: Возьмём колбочку с водой и посмотрите, какую форму имеет вода, налитая в эту колбочку (форму колбочки)
А теперь давайте выльем всю воду из колбочки в стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет. Какую форму теперь приняла вода, налитая в стакан (форму стакана).
Вос - ль: А теперь из стакана выльем ее в блюдце. Какую форму она принимает в блюдце?
Дети: Форму блюдца.
Вос - ль: Правильно, вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
-Физкультминутка.
Опыт № 2 «Какого цвета вода?»
Возьмем два стакана один с водой, а другой с молоком. Возьмем картину и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картину? А теперь поставим картину за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Смотрим через нее картину. Рисунок не виден. Значет вода не имеет цвета.
ОПЫТ№3 Вода не имеет собственного запаха. Есть ли у воды запаха (пусть понюхают воду) А если в воду капнуть какие не будь капли, то запах будет. Запах есть но через несколько минут оно исчезнет. Т. е. у воды не запаха.
ОПЫТ№4
Вос - ль: Я попрошу вас подойти к следующему столу. нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
(сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос - ль: Вторая загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит.
(масло).
Вос - ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места.
Вос - ль: Давайте посмотрим, что станет с сахаром, если мы его положим в воду. Возьмите стаканы с водой. Положите в стакан ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворилась в воде.
Вос - ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
Давайте возьмем муку. Растворите в воде муку. Что мы видим, мука не растворилось полностью, а осадок опустился на дно.
Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
"ОЧИСТКА ВОДЫ".
Вос - ль: Посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос - ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос - ль: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю. А теперь попробуйте сделать фильтр сами и научите капельку.
Вос - ль: У всех все правильно получилось, какие вы молодцы!
Вос - ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос - ль: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Вос - ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
ОПЫТ№5
Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: Как и где можно воду нагреть чтобы она закипела?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Воспитатель: На наше занятие я принесла один из электроприборов. (Чайник)
Воспитатель: Водой постепенно что происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Воспитатель: Приведите примеры, где вода очень - очень горячая, а где теплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Теплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшине, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине, в батареях.
Воспитатель: Итак, скажите, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Воспитатель: Сейчас я выключу чайник. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу тарелочку над паром (показывает детям). Что вы видите на тарелочке? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».
ОПЫТ№7 Ребята посмотрите это что (ЛЕД).
Лед какой? (Холодный, твердый, скользкий, блестящий.)Положите в ладоши и что получиться (лед превратился в жидкость). Сравните лед мы можем потрогать. Что будет с кубиком если мы его положим в стакан с водой? (лед плавает он легче воды и не тонет).
Вос-ль: Ребята, а давайте подожжём воду? (на тарелочке надо сжечь воду) Помните такие слова «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли?» Из какой сказки эти строки? (К. Чуковский «Путаница»). Показ картины. Вот в нашей сказке лиса смогла сжечь воду, а на самом деле воду можно сжечь? Нет потому что это в сказке только можно. Огонь боится воды.
ВОС: Ребята про воду можно сказать что вода это хорош и плохо. С хорошие стороны мы уже знаем. Что это? (ответы детей) А плохие стороны? Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься, если не можешь плавать можно утонуть, бывают наводнение и тогда вода разрушает дома.
-Давайте поиграем в игру «Правильно - неправильно».
1. Вода прозрачный (прав.)
2. Воду нельзя увидеть (неправ.)
3. Вода льется, журчит (прав.)
4. Соль растворяется в воде (прав.)
6. Камень не тонет в воде (неправ.)
7. Вода превращается в лед на морозе (прав.)
8. Деревянная палочка тонет в воде (прав.)
9. Воду можно увидеть и услышать (прав.)
10. сахар не растворяется в воде (неправ.)
Ребята много узнали о воде вода это что? Что можно сказать о ней?
Вода это жидкость;
Вода не имеет собственной формы;
Вода может нагреваться, быть горячей;
Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода - добрый друг и помощник человека. Я знаю, что вы знаете стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Нужно беречь воду, нельзя загрязнять реки и озера. Наша лаборатория закрывается, а мы снова превращаемся в мальчиков и девочек. А нашу капельку мы отпускаем в эту речку. Показ презентации.