Евгения Звенигородская
«Веселы привалы, где казаки запевалы». Фольклорный праздник
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорный праздник
Цели и задачи.
• Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей от совместного празднования мероприятия.
• Учить выразительно исполнять стихотворения, интонационно разнообразно перерабатывать их в зависимости от содержания, пользоваться естественными интонациями, логическими паузами, ударениями, передавать свое отношение к содержанию.
• Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, воспринимать их взаимосвязь с жизненными явлениями.
• Побуждать воспитанников к активному участию.
Публикация «„Веселы привалы, где казаки запевалы“, Фольклорный праздник» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2013
• Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к родному краю, его традициям и культуре через музыкальное и устное творчество.
• Развивать музыкальные способности детей.
Предварительная работа:
Беседа с детьми об истории родного края, о казачестве, о традициях и творчестве казаков.
Подбор литературного материала.
Разучивание стихотворений, пословиц, потешек, песен, танцев по тематике праздника.
Подготовка выставки.
Оформление музыкального зала в казачьем стиле.
Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз. репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр, казачьи костюмы для детей и воспитателей, атрибуты казачьего быта для оформления зала,
Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатели.
Зал украшен в казачьем стиле. Стоит казачка, ждёт гостей.
Хозяйка: Здорово дневали, гости дорогие! Веселья вам да радости! Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем. Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша хопёрская земля. Здесь не смолкают веселые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки.
Ведущий: Давным-давно, да и сейчас после трудового дня молодые казаки и казачки собирались на посиделки. Сидели здесь и старые люди и маленькие казачата, лузгали семечки, играли песни, обсуждали станичные новости. Итак, у хозяюшки нашей посиделки.
Под песню «Ой, при лужку» в музыкальный зал заходят дети, занимают свои места.
Хозяйка. Дорогие казаки и казачки! Милости просим в наш курень!
Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час.
Мы готовили, трудились
Встречу добрую для вас.
С хлебосольством и участием
Вас хотим в гостях принять,
Чтоб смогли вы на прощанье
«Любо!» от души сказать!
Ведущий: мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы, игры да обычаи казачьи, чтобы не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим.
1-й ребёнок.
Хопёр буйный – река героев, счастье новой жизни.
Хопёр буйный – казачья слава, милая отчизна!
2-й ребёнок.
Со времён былых, старинных вплоть до нынешних боёв
Прогремела в поколеньях слава наших казаков.
3-й ребёнок.
Вспомним всех героев славных, почесть предкам воздадим.
И на их делах достойных Хопру славу возродим.
4-й ребёнок.
Наш Хопёр – любовь казачья, синегрудые ветра.
И вода твоя прозрачна и волна твоя остра…
5-й ребёнок.
Земля былинная моя, люблю тебя до сладкой боли,
И эту степь, и это поле, и эту песню соловья.
Песня «У нас было на Хопре»
Мальчик. Девочки-казачки! Чем вы побелилися?
Девочки. Мы вчера к Хопру спустились
И водой умылися!
Мальчик. Разлюбезные казачки! До чего ж вы хороши.
Ваши щёчки заалели,
Словно мака лепестки.
Девочки танцуют «Танец с коромыслами».
Мальчик.
Как у нас на Хопре – зорьки ясные,
Как у нас на Хопре – ветры ястребы,
Как у нас на Хопре – дали синие,
А казачки у нас говорливые.
(Показывается казачок. Девочка приглашает его погутарить.)
Девочка. Приходи, Игнашка, погутарим с тобой.
Игнат. Меня маменька не пущает.
Девочка. А что такое?
Игнат. Да на плетне повис и помочь порвал.
Девочка. А ты другие портки надень, да приходи песни слухать.
Песня «Я на печке молотила».
Казачка : засиделись мы с вами, заслушались. А ну, хороводы водить, становитесь в круг!
Хозяйка: Собирайся, народ,
В наш весёлый хоровод.
Песни играть да плясать,
Всех вокруг собирать!
Хоровод «У дяди Трифона»
Ведущий: издавна девочек приучали к труду, рукоделию, помощи по дому. С разговорами, песнями они ткали, шили, вязали, чесали пух, пряли пряжу.
Хозяйка: подходите ближе, пряхи,
Прядите пряжу на рубахи!
Быстро веретенце вьётся,
Нитка длинная не рвётся!
Девочки-казачки исполняют песню «Дуня - тонкопряха» (инсценировка)
Хозяйка. Ох, молодушки мои, хороша песня!
Ведущий: Да, песня – любо слушать, а знаете ли вы казачьи потешки?
Потешки:
Ребёнок.
Запряжу я кошку в дрожки,
А дрожки в тарантас,
Повезу свою казачку
Всем соседям на показ.
Девочка.
А я умница, разумница.
Про то знает вся улица:
Петух да курица, кот да кошка,
Сосед Ерошка, да я немножко.
Девочка.
Иди, Федя, танцевать,
На меня не дуйся,
Если жаль тебе сапог,
Так возьми – разуйся.
Ведущий:
Порадуем ещё вас, гости дорогие,
Старые и молодые
Не песнями да плясками,
А частушками-прибасками.
Частушки:
Мы веселые ребята…
Хозяйка. Ах, частушки хороши! Посмеялись от души!
Ведущий: не пора ли поиграть?
Игра «Монах»
1-я казачка.
Мы шли по вашей станице
Мимо вашего куреня,
Услыхали такое веселье,
Что ноги сами сюда привели.
2-я казачка.
Не могу их удержать,
Так и хочется плясать.
Примите нас в свой карагод.
Танец «Карапет».
Выходят оба ведущих.
Диалог ведущих:
• Здорово, кума! Иде была?
• Коней стерегла!
• Чаво выстерегла?
• Коня с сядлом, с золотым уздом!
• А конь иде?
• За воротами стоить!
• А иде ворота?
• Вода унясла!
• А иде вода?
• Быки выпили!
• А иде быки?
• За гору ушли!
• А иде гора?
• Черви выточили!
• А иде черви?
• Гуси выклевали!
• А иде гуси?
• В тростник ушли!
• А иде тростник?
• Девки выломали!
• А иде девки?
• За мужья ушли!
• А иде мужья?
• На войну ушли!
Ведущий: вот так в старину гутарили наши предки: прабабушки и прадедушки.
Хозяйка: А сейчас я буду называть старые казачьи слова, а вы, если знаете их – произносите современное значение.
Игра со зрителями.
(гамазея – магазин, чувяки-тапочки, хворать – болеть, пирог - хлеб, цыбарка – ведро, гутарить – говорить, кочет – петух, батя – отец, дюже – сильно, нехай – пусть, вечерять – ужинать, могёть – может, рушник – полотенце, сякира – топор, галички – рукавицы, чичер – мелкий дождь, баз - двор, взвар – компот.)
Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто для казака товарищ верный и дорогой?
Дети: конь!
Хозяйка: Без коня казак не мог воевать – Родину защищать, не мог землю пахать. Конь и помощник в хозяйстве, и средство передвижения.
Ведущий: Ребята, знаете ли вы, какие пословицы и поговорки придумали наши предки - казаки про любовь и уважение к коню?
Казачата выходят с конями, рассказывают пословицы.
1-й казачок. Казак без коня не проживёт и дня.
2-й казачок. Казак сам не поест, а коня накормит.
3-й казачок. Не конь казака красит, а казак – коня.
4-й казачок. Казак без коня, что солдат без ружья.
5-й казачок. Казаку конь дороже всего.
Игра казачат с конями : «Смелый всадник»
Ребенок:
Клинок и седло да конек быстроногий,
Казачья судьбина – судьба…
Зовет казака из станицы в дорогу
В поход боевая труба.
Ребенок:
Гей,гей, казаки, по полкам, эскадронам,
Питомцы студеной волны;
Мы буйного Хопра и родимого Дона
И жизни и в смерти сыны.
Инсценировка песни «Как за Доном за рекой»
Хозяйка: одним из головных уборов казака была папаха, в хате красовалась она на видном месте. Папаха, сбитая с головы казака, была вызовом на поединок.
Ведущая. На посиделках как раз и устраивали поединки и состязания, в которых казаки демонстрировали свою удаль и сноровку.
Хозяйка: А может на наших посиделках устроить состязания с папахой? Давайте попробуем.
Игра «Папаха».
Под музыку папаху передают по кругу и приговаривают «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперед. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идеть!» Музыка смолкает, у кого в этот момент в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует.
1-й ребёнок.
На Хопре гуляют волны,
Гребешками пенятся.
Мы умеем веселиться
И в труде не ленимся.
2-й ребёнок.
Начинается песней могучею
Наша родная река.
Житом, пшеницей пахучею,
Добрым трудом казака.
3-й ребёнок.
Ах, родимый наш Хопер,
Как много ты для нас значишь!
Прими от нас земной поклон,
Земной поклон тебе казачий.
4-й ребёнок.
В родной степи шумят струятся и реки,
Цветут сады, колышутся поля.
Очаровала ты меня навеки,
Моя станица, Родина моя.
5-й ребёнок.
Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите в другой раз.
Дети исполняют песню «Мы с тобой казаки».
Ведущий: Все было: игрища, песни, пляски. Ой, да навеселились мы с вами, нарадовались. А теперь пора за дела приниматься!
Хозяйка: Любо ли вам было у нас?
Гости: Любо!
Вместе 2 ведущих: Бывайте здоровы!