Ольга Шаталова
Проект «В мире профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «В мире профессий».
Творческое название: «Все профессии нужны, все профессии важны».
Эпиграф: «Книгу переворошив,
Намотай себе на ус –
Все работы хороши,
Выбирай на вкус!»
В. Маяковский «Кем быть?»
Автор: Шаталова Ольга Григорьевна, воспитатель МБДОУ Дубовский детский сад, Петровский район, Тамбовская область.
Публикация «Проект „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Актуальность
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад. Это окружение вступает в самые разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально-трудовые и т. д. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях. С детства дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Но беседуя с детьми, мы выяснили, что дети не достаточно осведомлены о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» часто отвечают: «На работе», не говоря уже о понимании названия специальности и о трудовых обязанностях своих родителей. Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных особенностях, которые требует та или иная профессия, расширять кругозор детей о труде взрослых, применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх, жизненных ситуациях, что способствует их связи с социумом. Педагогический коллектив детского сада, опираясь на проблему, что дети дошкольного возраста мало знают о профессиях, решил организовать раннюю профориентацию в ДОУ. Тем более, что идеи профориентации заложены в программе «От рождения до школы» в разделе ознакомления с профессиями и трудом взрослых и являются частью образовательно-воспитательного процесса и социализации ребёнка в детском саду.
Основополагающий вопрос.
Что было бы, если не было бы врачей, учителей, строителей дворников и т. д. ?
Проблема
Проблема состоит в том, что в последнее время для молодого подрастающего поколения утрачивается ценность труда. Отсюда вытекает и гипотеза данного проекта.
Гипотеза
Если мы начнём говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то наши дети научаться уважать труд человека любой профессии, гордиться профессиями своих родителей, а вопрос «Кем быть?» не застанет их врасплох.
Участники и сроки реализации проекта
Участники проекта : воспитанники 4-5 лет, воспитатели, сотрудники детского сада, родители
Направление проекта : социально-личностное
Тип проекта : информационно-творческий
По продолжительности: среднесрочный
По количеству участников: групповой
По характеру контактов: открытый
Срок реализации: сентябрь-ноябрь
Цель проекта
Знакомство детей с разнообразием профессий сотрудников детского сада, родителей и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
Задачи:
• Образовательные:
ОО «Познание»
- способствовать формированию целостной картины миры и расширению кругозора;
- обогащать представления детей о профессиях;
- продолжать формировать навыки самообслуживания.
* Развивающие:
ОО «Познание»
- развивать внимание и целостность восприятия детей;
ОО «Коммуникация»
- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с
предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
ОО «Труд»
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых
действиях людей, о результатах труда;
ОО «Безопасность»
- закреплять представления о предметах, которыми нельзя играть;
ОО «Социализация»
- развивать игровую деятельность.
* Воспитательные:
ОО «Социализация»
- воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать
помощь.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Инструкция: воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением людей разных профессий : прачка, повар, врач, продавец, полицейский и т. д. К иллюстрациям предлагается набор карточек, где изображены орудия труда, необходимые для той или иной профессии. Воспитатель задаё т вопросы:
- какая профессия у этого человека?
- что он делает?
- для чего?
- что ему нужно для работы?
Уровни развития:
высокий – 3 балла (знает более пяти профессий, называет трудовые действия, назначение профессии);
средний – 2 балла (знает пять профессий, их трудовые действия и орудия труда);
низкий – 1 балл (называет менее трёх профессий, не знает трудовых действий).
В ходе работы предполагаются следующие результаты: дети должны знать и называть профессии взрослых, знать предметы-помощники; называть предметы, необходимые для работы, уметь имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр; разовьются художественное восприятие, эстетический вкус; познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книга заражает детей энтузиазмом труда, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Основной принцип: интеграция образовательных областей («Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура»).
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный:
- определение целей и задач;
- подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картинки, настольные, словесные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественные произведения, предметы и т. д.);
- организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых;
- разработка конспектов мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями;
- разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учётом интеграции образовательных областей;
- прогнозирование результата;
- диагностирование детей.
2. Основной – реализация проекта :
- знакомство с профессией повар
(беседа «Профессия – повар»; рассматривание иллюстраций; экскурсия на пищеблок, знакомство с поваром, рассказ повара о своей профессии, рассматривание посуды на кухне, рассматривание предметов – помощников: мясорубка, электроплита, электросковорода и т. д. Лепка «Угощение для куклы», «Фрукты и овощи для повара», «Чашка с блюдцем». Аппликация «Консервируем овощи». Рисование «Овощи и фрукты». Дидактические игры «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара». Сюжетно-ролевая игра «Столовая». Чтение художественной литературы: О. Емельянова «Повар», С. Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Лика Разумова «Повар». ОО «Безопасность» : «Осторожно, электроприборы!». «Как обращаться с ножом»;
- по аналогии проходит знакомство с другими профессиями работников детского сада;
- самое яркое событие для детей – приход в гости родителей с рассказами о своей профессии, так как родители работают в сельской местности, то происходит знакомство с профессиями сельского хозяйства;
- при знакомстве с профессиями на транспорте дети узнают о таких профессиях, как водитель, кондуктор, машинист, проводник, лётчик, стюардесса;
- при знакомстве с профессиями на стройке дети узнают о таких профессиях, как строитель, крановщик, маляр, каменщик;
- при знакомстве с профессиями ближайшего окружения дети узнают о таких профессиях, как продавец, врач, учитель, почтальон, библиотекарь;
- при знакомстве с редкими профессиями дети узнают о таких профессиях, как космонавт, эколог, астролог.
3. Заключительный:
- диагностика воспитанников;
- оформление стендов, альбомов, по профессиям;
- вечер знакомств с профессиями родителей;
- презентация проекта.
Формы работы:
1. Специально организованная деятельность:
- диалог,
- ситуативный разговор,
- игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации – проблемы, ситуации – оценки;
- составление и отгадывание загадок;
- игры (сюжетные, с правилами);
- обсуждение (мультфильмов, произведений художественной литературы);
- разучивание стихотворений;
- инсценировка, драматизация сказок;
- решение проблемной ситуации;
- оформление выставок детского творчества;
- игры – соревнования;
- подвижные игры, дидактические игры с правилами;
- создание альбомов, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии.
2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, на участке, спортивной площадке.
3. Взаимодействие с семьё й: организация совместных праздников, наглядная агитация по вопросам ознакомления с современными профессиями, вовлечение родителей в данный проект.
Вывод
Дети более подробно познакомились с трудом сотрудников детского сада, родителей, с профессиями ближайшего окружения. Появился интерес к данной теме. Дети получили знания, которые могут применять в сюжетно-ролевых играх, сто способствует ранней профориентации дошкольников. В группе пополнена предметно-развивающая среда. Всё это позволило освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к социализации детей. Именно спланированная, последовательная деятельность детского сада и семьи помогает ребёнку легко войти в большой разнообразный мир.
Информационные ресурсы:
1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. :
2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : «Просвещение», 1987 г.
3. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. М. : «Детская литература», 1986 г.
4. Нефёдова К. П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004г.
5. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.
7. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998 г.
8. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г.
9. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.
10. Интернет ресурсы.