Евгения Давыдова
Конспект занятия «В гостях у осени»
▼ Скачать + Заказать документы
«В гостях у осени».
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы) :
- развивать желание и умение наблюдать за окружающей природой;
- закреплять умение передавать свое отношение к природе в речи и продуктивных видах деятельности;
- сформировать представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде;
- учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
-расширять представления детей об изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре;
-учить замечать приметы осени;
Публикация «Конспект занятия „В гостях у осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
(Развитие познавательно- исследовательской деятельности) :
-совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявления скрытых свойств объектов;
-развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом;
«Речевое развитие» :
-продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;
-развивать диалогическую и монологическую форму речи;
«Социально - коммуникативное развитие» (нравственное воспитание, формирование личности ребёнка, развитие общения) :
-формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности, умение спокойно отстаивать своё мнение;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, заниматься;
«Художественно – эстетическое развитие» :
-продолжать учить импровизировать под музыку соответствующего характера;
-продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера;
«Физическое развитие» (Физическая культура) :
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Словарь: сентябрь, октябрь, ноябрь, осень, рябинник, хмурень, листопадник, листобой, мокрохвост, грязник, свадебник, подзимник, грудень, хлорофилл.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, игровой, презентация.
Оборудование: лист, бумажные салфетки, зеленый лист, лупа, деревянный кубик (на каждого ребенка, интерактивная доска, компьютер, желтый и красный лист (на каждого ребёнка).
Предшествующая работа: беседа о времени года – осень, приметах, рассматривание природы на прогулке.
Индивидуальная работа: Арина, Виктория, Александр - продолжать учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Ход:
Организационный момент:
Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют действия по тексту:
«Здравствуй небо, (руки вверх)
Здравствуй земля, (приседают)
Здравствуйте мои друзья, (руки вперед)
1,2, 3, 4, 5 (хлопают в ладоши)
Вместе мы в кругу опять, (беремся за руки)
Будем, что - то узнавать».
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Письмо! Интересно, от кого оно? Прочитаем, и нам все станет понятно.
«Ребята, чтобы вам узнать, как меня зовут вам надо отгадать загадку.
Плащ золотистый она надевает,
Теплое лето она провожает,
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы.
Кто же это?
Демонстрация презентации с помощью интерактивно – коммуникативной технологии: интерактивная доска.
Дети: Осень (слайд 1)
Воспитатель: Молодцы. Осень для вас приготовила задания, которые просит вас выполнить. Если вы справитесь с заданиями, то Осень наградит вас за ваши знания.
Первое задание.
Воспитатель: Осень оставила волшебный листочек. Кто его в руки берет, тот сразу же вспоминает примету осени» (слайд 2)
Дидактическая игра «Назови примету осени».
Воспитатель: Ребята, передавайте друг другу этот листочек и называйте приметы осени.
1. Осенью листья желтеют, краснеют, опадают.
2. Птицы улетают в теплые края.
3. Животные готовятся к зиме (делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку)
4. Солнце светит, но не греет.
5. Часто идут дожди.
6. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее.
7. В лесу появились грибы и ягоды.
8. Люди собирают урожай.
9. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
10. Дует холодный и сильный ветер.
11. Насекомые прячутся.
12. Цветы вянут.
13. Трава желтеет.
14. Небо серое, хмурое.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много примет назвали. А сейчас у осени для вас еще задание.
Второе задание. Ответы на вопросы «Как вы думаете, вся осень бывает одинаковая?
Дети: Нет разная.
Воспитатель: Какие периоды осени вы знаете?»
Дети: ранняя, золотая поздняя.
Воспитатель: Правильно. Присаживайте на стулья. Посмотрите на картины и определите, к какому периоду осени они относятся! (слайд 3) (3 изображения картин осени на интерактивной доске).
Дети: Первый период осени - это ранняя осень. Ещё листья зеленые и немного желтые. Желтеет и высыхает трава. Люди собирают урожай на огородах, в садах. В лесу собирают грибы и ягоды (слайд 4)
Дети: Второй период осени – это золотая осень. Листья больше желтеют и краснеют и начинается листопад. На юг улетают перелетные птицы, идут дожди. Солнце светит мало; листья с деревьев опадают, цветы вянут, насекомые исчезли, звери заканчивают подготовку к зиме (слайд 5)
Дети: Третий период осени – это поздняя осень. Листья почти все опали, лежит первый снег. Впадают в спячку звери и насекомые, перелетные птицы улетели на юг. Появляются зимующие птицы (слайд 6)
Воспитатель: Действительно, на одной картине ранняя осень, на другой – середина осени и на третьей - поздняя осень. А сейчас у нас ребята, за окном какая осень?
Дети: похоже на золотую осень, становится больше желтых листьев.
Воспитатель: Молодцы! Вы все правильно рассказали. Ребята, а вы знаете, что у Осени есть три брата? Кто же это?
Дети: Месяцы
Воспитатель: Правильно, месяцы. Послушайте загадки.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, -
Скоро сонная природа
Встретится с зимой. (Ноябрь)
Воспитатель: Ребята, какой первый месяц осени? (слайд 7)
Дети: Первый месяц осени – сентябрь.
Воспитатель: На какую букву он начинается?
Дети: месяц начинается на букву С.
Воспитатель: Как называется второй месяц осени?
Дети: Второй месяц осени – октябрь
Воспитатель: На какую букву он начинается?
Дети: месяц начинается на букву О.
Воспитатель: Как называется третий месяц осени?
Дети: Третий месяц осени – ноябрь.
Воспитатель: На какую букву он начинается?
Дети: месяц начинается на букву Н.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что получилось:
Дети: СОН.
Воспитатель: Как вы считаете, случайно ли у нас получилось такое осеннее слово?
Дети: осенью вся природа готовится ко сну, к отдыху; растения будут спать под снежным одеялом, некоторые животные тоже впадут в спячку, остальные будут вести уже не такой активный образ жизни, как летом.
Воспитатель: Дети, вы молодцы! Знаете братьев Осени. А хотите побывать у них в гостях? Они тоже приготовили для вас интересные задания и игры. Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?
Дети: Готовы.
Воспитатель: Ну, что же, отправляемся. Помогут нам путешествовать осенние листочки (Дети берут листочки, (звучит музыка Чайковского «Времена года» «Осень»)
(слайд 8)
Закружились листья, закружились…
В сентябре мы с вами очутились.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, в старину месяцы года назывались совсем по-другому. Их названия до сих пор говорят нам очень, много (слайд 9). Сентябрь в народном календаре называется рябинник, хмурень, листопадник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?
Дети: Сентябрь называли рябинником, потому что в сентябре, поспевала рябина.
Воспитатель: Есть такая примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая». А почему сентябрь – хмурень?
Дети: Небо чаще хмурится.
Воспитатель: Как вы думаете почему название «листопадник»?
Дети: В сентябре начинается листопад.
Воспитатель: Скажите, а чем занимаются люди осенью?
Дети: Собирают ягоды, грибы. Варят варенья, делают соленья. Убирают овощи и фрукты в огородах. Готовят огороды к зиме: убирают листья, перекапывают землю. В полях сеют озимые (рожь, пшеницу).
Воспитатель: Молодцы. Осенью столько работы — ведь поспевает урожай. Урожай чего?
Дети: Урожай овощей и фруктов.
Месяц Сентябрь предлагает вам поиграть в игру «Доскажи словечко»
Ход игры: взрослый читает, а ребенок добавляет слова (слайды 10,11,12)
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданиями Сентября.
Отправляемся на встречу с октябрем (музыка) (слайд 13)
Закружились листья, закружились…
В октябре мы с вами очутились
Воспитатель: Октябрь в народном календаре – листобой, мокрохвост, грязник, свадебник (слайд 14) Почему дети октябрь – листобой?
Дети: Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья стояли без листьев.
Воспитатель: Говорили в народе: «Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы». А название «мокрохвост».
Дети: Мокрохвост потому, что идут частые дожди.
Воспитатель: А почему «грязник»?
Дети: «Грязник», после дождей бывает много грязи.
Воспитатель: А свадебником октябрь называли потому, что в старину именно в октябре, когда были закончены все сельскохозяйственные работы, на Руси праздновались свадьбы.
Воспитатель: А сейчас Октябрь хочет загадать вам загадку.
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто.
(Листопад) (слайд 15)
Воспитатель: Правильно, это листопад. Скажите, а почему листья опадают?
Дети: Деревья, готовясь к холодному периоду, перестают «пить» воду, листья не получают ее и опадают.
Воспитатель: А вы знаете от чего листья летом зеленые, а осенью желтеют?
Почему же это происходит, мы с вами сейчас постараемся выяснить. Для этого нам надо присесть за рабочие столы.
Опыт 1: «Исследование листа с помощью лупы» (слайд 16)
Воспитатель: Вам интересно узнать, как устроен лист?
Дети: Интересно.
Воспитатель: Для того, чтобы лучше рассмотреть лист, воспользуемся увеличительным стеклом – лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
(Дети с помощью лупы рассматривают лист)
Воспитатель: Посмотрите на верхнюю поверхность листа. Видите жилки – тонкие трубочки! Они идут от черешка по всему листу. Поверхность вбирает в себя солнечный свет и поэтому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Переверните листок, и вы убедитесь в этом. По черешку поступает питание к листочку. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Когда дерево перестает питать свои листья, они засыхают и опадают. Так дерево оставляет для себя запас питательных веществ, которые помогают ему пережить зиму.
Опыт 2: «Почему лист зеленый?»
Воспитатель. Давайте выясним, почему листья зелёные? Возьмите лист и вложите его внутрь согнутой пополам белой салфетки. Теперь деревянным кубиком сильно придавите листок сквозь салфетку. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети проводят опыт с листочком, на салфетке появились зеленые пятна).
Воспитатель: Это зеленое вещество называется хлорофилл, он окрашивает лист в зеленый цвет. (Дети повторяют название вещества) Когда наступает осень и становится холоднее, и меньше солнечного света – это зеленое вещество – хлорофилл, постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Вот тогда листья и становятся разноцветными. Назовите, какими?
Дети: оранжевыми, желтыми, красными.
Воспитатель: Если земля богата витаминами, то листики на деревьях и кустарниках – желтые, оранжевые, коричневатые, а если почва очень бедна витаминами – листья красные.
Воспитатель: Октябрем осень не кончается, есть у нее еще один месяц.
Отправляемся на встречу с ноябрем (музыка) (слайд 17)
Закружились листья, закружились…
В ноябре мы с вами очутились
(слайд 18)
Воспитатель: Ноябрь – подзимник, грудень. Почему «подзимник»?
Дети: «Подзимник» - последний месяц осени. Потом наступает зима.
Воспитатель: Правильно – последний месяц осени, последний перед зимой. Называли также ноябрь «воротами зимы». А вот название «грудень» пошло оттого, что смерзшаяся, но еще не покрытая снегом земля в ноябре лежала грудами, кучами.
Воспитатель: Ребята, месяц Ноябрь приготовил для вас задание. Вам нужно внимательно послушать вопрос и из трех вариантов ответа выбрать правильный.
Викторина «Как зимуют звери» (слайды 19, 20, 21)
1. Кто зимой белый, а летом серый?
- рысь
- лиса
- заяц
2. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают
3. Кто это сказал? «Норку утепляю, зёрнышки собираю. Зимой проснусь, наемся и холод мне не страшен».
- заяц
- мышь
- лиса
4. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой
5. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- покой
- жировые запасы под шубкой
- тишина
6. Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях?
- белка
- рысь
- лиса
7. Кто к зиме собирается в стаи?
- лисы
- белки
- волки
8. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- зарываются в песок
- убегают в тёплые края
- меняют летнюю шубку на зимнюю
9. Кто зимой серый, а летом рыжий?
- кабан
- заяц
- белка
10. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк
11. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- еж
- заяц
12. Где будет зимовать медведь?
- в норе
- в берлоге
- в дупле
Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ноября ответили правильно. Пора возвращаться в детский сад (музыка) (слайд 22)
Закружились листья, закружились…
В детском садике мы с вами очутились (слайд 23)
Воспитатель: Дети от кого мы сегодня получили письмо с заданиями? (от Осени, дети вы со всеми заданиями Осени справились? (ответы детей). А с заданиями, которые давали вам братья Осени (сентябрь, октябрь и ноябрь) справились? (ответы детей).
Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Если вам понравилось путешествие, возьмите желтый листочек. Если что-то не понравилось, возьмите красный листочек. А что больше всего понравилось? Что нового вы узнали? (ответы детей). Мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки. Показали себя настоящими знатоками природы! Посмотрим, какую награду оставила вам Осень. Воспитатель открывает сундучок, который оставила Осень (достаёт осенние эмблемы, на каждого ребенка).