Юлия Садовая
«Угадай мелодию». Непосредственно-образовательная деятельность по элементарному музицированию
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Садовая Ю. В.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста по элементарному музицированию.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Автор – Садовая Юлия Викторовна.
Музыкальный руководитель I квалификационной категории МБДОУ
«ДСКВ №102» г. Братска, Иркутской области.
Публикация «„Угадай мелодию“, Непосредственно-образовательная деятельность по элементарному музицированию» размещена в разделах
Цель: Развивать у детей метроритмическое чувство, ощущение темпа, используя речь, движение и игру на детских музыкальных инструментах в процессе игрового обучения совместному исполнению
музыки. Знакомить в игровой форме с традиционной нотной записью звуков (песен).
Задачи:
-упражнять в исполнении ритмических рисунков с использованием четвертных, восьмых и пауз на фоне звучащей пульсации;
-совершенствовать технические навыки детей игры на инструментах;
-создавать и фиксировать несложные ритмоформулы;
-развивать творческое воображение и слуховую фантазию;
Музыкальное содержание: пьесы по программе «Элементарное музицирование: музыка, речь, движение» Т. Э. Тютюнниковой.
Оборудование: оформление «Поезд»; дидактическое пособие «Дом, где живут нотки», сделанное своими руками (нотный стан и ноты); желтые палочки (по 2 штуки на ребенка); колпак повара для игры «Пеку, пеку хлебик»; игрушка – паучок; ткань «гамак»; музыкальные инструменты: штабшпили, трешотка, коробочка, шумовые из бросового материала (маракасики – баночки с крупой из-под диафильмов, пластиковые муляжи фруктов и ягод для «музыкального компота» – из-под мороженного и т. д.)
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Дети входят в зал и садятся на полу в круг.
Муз. рук-ль: Ребята, сегодня нотки приглашают нас снова в гости.
Они придумали какую-то интересную игру и хотят с вами в нее поиграть. А так как живут они далеко, в Музыкальной Стране, предлагаю отправится туда на этом красочном поезде. Поедем? (да).
Но перед отправлением давайте назовем по именам нашу дружную компанию.
«Имена»
Муз. рук-ль: Что ж, все на месте. Поехали!
Танец «Поезд»
(Во время движения поезда дети по-разному выполняют притопы: в
1 куплете «колеса стучат» четвертными, во 2-м - восьмыми, в 3-м - по три притопа, в четвертом на фоне «восьмушек» - хлопки).
Муз. рук-ль: Вот мы и приехали. Посмотрите, какой волшебный фруктовый сад. А сколько фруктов лежит на земле и пропадает. Что мы можем из них сделать? (Ответ детей: сварить компот).
оркестр «Музыкальный компот»
(музыкальное сопровождение: пьеса «Добрый жук»)
Муз. рук-ль: Какой ароматный получился у нас компот!
Дети (поют распевку на одном дыхании): Ах, аромат, арома-а-а-а-ат!
(ноты: СОЛЬ-соль-ля, СОЛЬ, соль-ля, Со-о-о-о-о-о-о-оо-оль)
Муз. рук-ль: Посмотрите, кто пришел его попробовать (показывает паучка).
Пока компот остывает, предлагаю поиграть с паучком.
Коммуникативная игра «Паучок и гамачок»
Текст игры:
Строил домик паучок, комнатку и чердачок.
Их повесил на сучок, получился гамачок.
Покачался, покачался и по воздуху помчался.
Варианты исполнения:
а) в парах под аккомпанемент ксилофон. Играет педагог. … с окончанием песенки дети «разлетаются» и бегают на фоне звучания ксилофона. С окончанием его звучания со словами «и с новым другом повстречался» образуют новую пару. Игра продолжается
(3-4раза). В конце можно спеть «На диванчик он помчался» и дети садятся на места.
«Ребята, а знаете ли вы, что такое «гамачок»?
Правильно, кроватка-качелька. Кто-нибудь из вас качался в гамаке? Сейчас я попрошу Аню Зима и Ксюшу Турбинову спеть и сыграть на инструментах эту песенку вместо меня, а мы с Ольгой Андреевной покачаем вас в гамаке (выбрать желающего ребенка и покачать его).
б) дуэт ксилофон + металлофон, играть «по цепочке», т. е по фразе друг за другом. (исполнить 2-3 раза).
«…Покачался, покачался в гости к ноткам он помчался!»
Муз. рук-ль: И мы не будем отставать, пойдем к ним в домик поиграть.
Выставляется пособие «Нотный стан» с нотами «До, Ре, Ми, Фа».
Дети садятся на полу в круг.
Муз. рук-ль: Посмотрите, сегодня к нам пришла познакомиться еще одна нотка – нотка …«ФА». И стало их …4. А чем больше ноток, тем больше песенок можно придумать, спеть и сыграть их на инструментах. Мы уже сочиняли песенки с нотками До, Ре, Ми, а сегодня давайте попробуем придумать новые мелодии, не забывая про ноту Фа.
Чтобы войти в нотный домик нужно открыть дверь с помощью ключа. Как он называется? (Скрипичный ключ)
«Поем и рисуем скрипичный ключ»
(Дети пальчиком «рисуют» ключ и озвучивают это движение скрипящим голосом)
«Поем по нотам» (вокальная импровизация).
(Дети «нажимая» на нотки называют их и пропевают)
Муз. рук-ль: Вот видите, сколько интересных мелодий вы только что придумали. Посмотрите, нотки приготовили нам какой-то конверт с надписью «Угадай мелодию». Давайте посмотрим, что в нем. (В конверте карточки с песенками. Изображения песен дети видят впервые). Наверное, это те песенки, которые мы должны угадать. А поможет нам это сделать наша волшебная дудочка – флейта.
Итак, начнем!
«Жаворонушки»
Педагог играет на флейте мелодию песни «Жаворонушки». Дети отгадывают.
Муз. рук-ль: А как играть ее на инструментах вы узнаете, если эти нотки сверху вниз прочитаете, вернее пропоете.
а) Дети поют закличку, прохлопывая ритмический рисунок. Затем на фоне звучащих жестов (хором, по цепочке)
б) Играют на штабшпилях (в унисон, по цепочке)
Лифт
Звучит мелодия песенки «Лифт», дети отгадывают.
Муз. рук-ль: Правильно. У ноток замечательный пятиэтажный домик, а в таких домах лифт, увы, не предусмотрен. Давайте покатаемся на лифте.
а) сыграть песенку правой, затем левой рукой.
б) первый раз играют большие штабшпили (альты, второй – маленькие (сопрано).
Тучка
дети узнают песенку «Тучка»М. Ю. Картушиной.
Муз. рук-ль: Когда нотки поют грустные песенки, к ним прилетает тучка и начинает плакать. А так как у этого дома нет крыши, то нотки становятся от этих слез-капелек мокрыми. Давайте сыграем про тучку песенку.
а) сыграть ансамблем.
б) ксилофоны+маракасики; металлофоны + маракасики.
«Гори, гори ясно»
Дети узнают и исполняют песенку на штабшпилях, коробочке и трещотке.
Муз. рук-ль: Выглянуло солнышко и подарило нам за песенки солнечные лучики – палочки. Выходите поиграть.
Игра с палочками «Скачите палочки» И. Г. Галянт.
Коммуникативная игра - танец с палочками «Как я»
(1ч - дети придумывают движения, обращая на себя внимание словами «Как я».
2ч – отстукивают на полу ритм. Музыкальное сопровождение «Calypso».
Вариант Садовой Ю. В.)
Муз. рук-ль: Ребята, мы в гости поехали, а гостинчик забыли захватить.
Что же делать?. А давайте булочек напечем.
игра «Пеку, пеку хлебик» (ак-т: ксилофон-альт - остинато)
Описание игры: Дети превращаются в тесто и садятся «в кастрюлю» (условно обозначенное место) на корточки. Водящий ребенок – «повар» ходит между детьми, напевая песенку и «приподнимает тесто» (касается, поглаживая каждого ребенка). Ребенок, к которому прикоснулся «повар», начинает не спеша, со звуком «пых-пых», подниматься и превращаться в хлебобулочное изделие (принять какую-либо позу). После того, как все дети встанут, «повар» отходит от «кастрюли с тестом» и громко кричит: «Шур да в печь!». Дети разбегаются, а «повар» их догоняет.
Текст песенки:
«Пеку, пеку хлебик, деткам на обедик.
Большему - больший, меньшему - меньший. Шур, да в печь»
Муз. рук-ль: (Заглядывает в конверт) Ребята, конверт опустел, а это значит, что нам пора возвращаться в детский сад. Мы еще сюда приедем, если вы захотите, и поиграем с нотками в какую-нибудь новую игру. А сейчас давайте возьмем молоточки (кулачки) и сыграем песенку, которую нотки обязательно запишут и включат в игру «Угадай мелодию».
Пальчиковая игра «Ай, туки»
Текст:
Ай-туки, туки, туки, застучали молотки, застучали, молотки, заиграли, локотки.
Тук-ток, тук-ток, вот и кончился урок.
Муз. рук-ль: Давайте попрощаемся и с нашими гостями. Надеюсь, они еще к нам приедут и тоже поиграют с вами на музыкальных инструментах.
(Дети поют «До свидания», садятся в поезд и «уезжают» из музыкального зала