Елизавета Оськина
Сценарий познавательно-развлекательной программы «Удивительный мир животных»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий познавательно-развлекательной программы «Удивительный мир животных!».
Цель: расширить и углубить знания детей о живой природе.
Задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным;
- учить детей заботиться о животных и окружающем нас мире в целом;
-развивать интерес к живой природе и любознательность;
- создать у детей хорошее настроение.
Публикация «Сценарий познавательно-развлекательной программы „Удивительный мир животных“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Реквизиты: карточки с названием животных и картинки с их изображением, ящик, в нём рогатка, ручки, бумага, магнитная доска, набор букв на магнитах, Красная книга России, медали защитников животных.
Возрастная аудитория: дети среднего и старшего школьного возраста.
Предварительная подготовка: разучивание стихотворений с детьми, беседы о редких исчезающих животных.
Зал украшен мягкими игрушками в виде животных, картинками с изображением животных. Входит ведущий.
Ход мероприятия.
Звучит песня «Плыви дельфин».
Ведущий: День животных, так чудесно,
И в душе царит добро,
Это даже интересно,
Заглянуть в их мир-окно,
И подать на пропитание,
И питомник посетить,
Просто проявить старание,
И добротным в жизни быть!
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами будем много говорить о животных.
Как фон тихо звучит песня «Не дразните собак»
Почти сто лет назад человечество впервые всерьез задумалось о животных как о равных себе обитателях планеты Земля. Животным стали уделять больше внимания, правительства многих стран увидели вред, наносимый живой природе человеческой деятельностью. В связи с этим многие государства начали принимать законодательные акты о запрете охоты на многие виды животных. В первую очередь это было связано с тем, что многие виды из-за человеческой ненасытности просто исчезали с лица Земли. Поэтому в 1931 году для привлечения внимания к проблемам животных в список мировых праздников был введен Всемирный день защиты животных. Провозглашен Всемирный день животных был на Международном конгрессе, который организовали и провели сторонники движения в защиту природы. Этот конгресс прошел в итальянском городе – Флоренции в далеком 1931 году. День животных был назначен на 4 октября, потому что католическая церковь в этот день чтит память святого Франциска Ассизского, а именно его считают покровителем животных, он скончался 4 октября 1226 года. Церкви многих стран мира 4 октября или же в день, который близок к этой дате, проводят службы, посвящая их Всемирному дню животных.
Число стран, в которых проводятся различные мероприятия ко Дню защиты животных, растет с каждым годом, сейчас их уже около 70. При этом каждое государство считает своим долгом вести борьбу с браконьерами, желающими получить большой доход от продажи животного в зоопарк или частные руки.
Россияне об этом празднике узнали сравнительно недавно. Впервые в России День животных отметили лишь в 2000 году, и с инициативой популяризации этого дня в Росси выступил Международный фонд защиты животных. Ребята, а как вы думаете, с какой целью был установлен Всемирный день животных?
Скажите, дети, а что можно сделать людям, чтобы сохранить природу и животных?
Выслушиваются ответы учащихся, ведущий, если нужно, дополняет их.
Выходят дети, читают стихотворения
1-й ребёнок:
Животные предельно беззащитны,
Пусть даже когти и клыки у них.
Малы ли или крупногабаритны —
Без помощи нет шансов никаких.
Давайте в этот день решим серьёзно —
Не истреблять, а защищать от бед,
Чтоб в этом мире — радостном и звёздном —
Пришёл навек гармонии расцвет!
2-й ребёнок:
Сегодня праздник не людей,
А тех, кто рядом с нами ходит,
Пушистых, миленьких зверей,
Животных день сегодня всходит,
И их бы надо поздравлять,
Но не поймут они все речи,
Их просто нужно угощать,
Искать повсюду с ними встречи,
И если возле дома вдруг,
Найдёшь пищащего котёнка,
Ты не пугайся, это друг,
Возьми его ты как ребёнка!
Ведущий: Ребята, мы с вами многое услышали о животных! А теперь давайте превратимся в животных!
Проводится игра «Угадай кто».
Ведущий: Молодцы, ребята, вы очень хорошо изображаете животных! А каких животных вы ещё знаете? Назовите их.
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Хорошо, ребята, и теперь следующая игра!
Проводится игра «Наборщик».
Ведущий: Прекрасно, ребята! А теперь викторина! Я буду читать вам текст, а вы должны догадаться о каком животном (птице) идёт речь. Кто знает ответ, поднимает руку. Готовы?
После каждого ответа, ведущий даёт краткую справку о животном и демонстрирует картинку с изображением этого животного.
Ведущий: 1-й вопрос. Эта птица бывает 18 видов, в том числе: домовый, черногрудый, полевой, пустынный и даже рыжий. О нем писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки, Барто и Саша Черный. Кто этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
Воробьи широко распространены во всем мире. Длина их тела 12-15 см. У самцов многих видов на горле черное пятно. Почти все стайные, а в период гнездования — колониальные птицы. Некоторые представители рода повреждают посевы. Пустынный воробей охраняется.
2-й вопрос. Она тезка некоторых девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что внешность ее прекрасна. По этому поводу у нее комплексов нет. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. (Галка.)
Конечно же, это галка. По величине она заметно меньше грача и вороны; длина ее тела около — 30 см, а масса — 130—225 г. Оперение черное, на голове, хвосте и крыльях — с пурпурно-синим металлическим блеском. Шея сверху и с боков серая.
Птенцов выкармливает дождевыми червями, пауками, жуками, прямокрылыми, мухами, гусеницами бабочек. Уничтожением насекомых-вредителей галка приносит несомненную пользу сельскому хозяйству.
3-й вопрос. Предмет из черного ящика. Здесь лежит то, чего всегда боятся птицы, но любят мастерить некоторые мальчики. Этот предмет служит им развлечением, а птицам доставляет немало огорчений. Рогатка.
4-й вопрос. Это животное было одомашнено в Азии примерно 5—6 тыс. лет назад. В эпоху Великих географических открытий они были завезены в Северную Америку и Новую Зеландию, где одичавшие животные получили название мустангов. (Лошади.)
Лошади — род непарнокопытных млекопитающих семейства лошадиных, он включает несколько диких видов, в том числе: кулан, лошадь Пржевальского, дикий осел, степной тарпан, несколько видов зебр. Кроме того, к лошадиным относятся свыше 200 пород домашних лошадей. Хотя некоторые исследователи считают зебр и ослов самостоятельными родами. Длина тела лошадей — до 2,8 м, высота — до 1,6 м. Волосы плотно прилегают к телу. На шее развита грива, хвост, с длинными волосами. Лошади распространены в Азии и Африке. Внимание, ребята! В Европе дикие лошади истреблены.
5-й вопрос. Что общего между улыбкой человека и хвостом собаки? (Выражают эмоции.)
Собаки не умеют смеяться и говорить. Зато у них есть хвост! Им-то они и выражают свои эмоции. Твой четвероногий друг увидел знакомого спаниеля и завилял хвостом. Так он говорит: «Привет, я рад тебя видеть». У собак так принято здороваться со своими знакомыми и членами своей стаи. Вы для вашего питомца — тоже член его стаи, поэтому он так виляет хвостом, когда вы приходите домой. Так он выражает свое удовольствие и радость, которые человек может выразить с помощью слов и улыбки.
6-й вопрос. Только что мы говорили об улыбке человека и хвосте собаки, которая не улыбается, но свои положительные эмоции выражает вилянием хвоста. А вот крокодилы и аллигаторы вряд ли испытывают радостные эмоции от встречи с человеком, но одни из них способны улыбаться. Наш вопрос звучит так: можно ли по улыбке различить, кто перед нами — крокодил или аллигатор? И вообще как их различить, хотя при встрече вряд ли это будет главным. (У крокодила видны все зубы, даже если пасть закрыта.)
В Австралии есть река, которая называется Аллигатор. В ней полным-полно зубастых, зеленых и хвостатых. По названию реки они и получили свое имя — аллигаторы. Поэтому родиной аллигаторов является Австралия, а настоящие аллигаторы — коренные австралийцы. Главное отличие между крокодилом и аллигатором - в улыбке. Если у зеленого друга пасть закрыта, но вы прекрасно видите все его зубы, знайте — это крокодил. А вот аллигатор показывает зубы только тогда, когда широко раскрывает пасть. Если вы повстречаетесь с зубастиком в соленой воде — не сомневайтесь и зовите его «крокодил». Аллигаторы живут только в пресной воде.
7-й вопрос. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть: один муравей бежит спокойно, а другой двигается странно, как будто каждую минуту приседает. Объясните, почему второй муравей так движется? (Он помечает свой след.)
У муравьев на брюшке имеются специальные железки, выделяющие пахучее вещество. Прижимая брюшко к земле, муравей метит дорожку этой пахучей жидкостью. Значит, что-то нашел и скоро прибежит обратно с подкреплением — видимо, одному добычу не унести. А чтобы найти дорогу к находке, муравей и оставляет пахучий след.
8-й вопрос. Вы никогда не задумывались над тем, почему пчелы набрасываются чуть ли не всей семьей, если человек приближается к улью? Ведь многие из них даже не видели его приближения и, тем не менее, моментально появляются в нужном месте. Как они узнают об опасности? (По запаху, который выделяет жалящая врага пчела.)
Оказывается, когда пчела жалит, вместе с ядом она выделяет вещество, которое своим запахом сигналит: «Опасность, враг!» Получив такое сообщение на языке запахов, остальные пчелы немедленно бросаются в атаку. Жало пчелы зазубрено, поэтому остается в коже врага. Вместе с жалом отрываются и весь жалящий аппарат, и железа, выделяющая пахучее вещество. Пчела погибает, но враг уже помечен ее запахом, ему никуда не деться. И если он побежит, пчелы устремятся за ним.
9-й вопрос. Редко чье пение можно услышать зимой. А эта птица любит зиму. И даже любит зимнее плавание. Кто она? (Оляпка, или водяной воробей.)
Оляпка — род птиц отряда воробьиных; включает 4—5 видов, в том числе обыкновенную и бурую.
Длина 14—20 см. Характерные особенности: короткие закругленные крылья, довольно длинный хвост, сильные ноги. Клюв прямой, средней величины, ноздри прикрыты кожистой перепонкой. Ушные отверстия имеют кожистый клапан. Оперение густое, плотно прилегающее к телу. Пение мелодичное, громкое, его можно слышать в солнечные дни и зимой.
Обитает по берегам горных, реже родниковых равнинных ручьев и рек в Евразии, Африке и на западе Америки; может плавать, нырять и бегать по дну водоема в поисках пищи: мелких водных насекомых и беспозвоночных.
10-й вопрос. Она носит очень высокое звание — адмирал. Дали это звание не зря, а за красные полосы на крыльях. Они похожи на адмиральские лампасы и на ленты, которые когда-то в старину носили через плечо адмиралы. Кто она? (Бабочка-адмирал.)
Крылья бабочек покрыты мельчайшими разноцветными чешуйками. Они образуют яркий и сложный рисунок.
Ребята, много интересного вы сейчас узнали о мире животных? Оказывается, не так-то он прост! Все в нём устроено очень-очень мудро! И мы с вами должны уважать, беречь и охранять этот мир, чтобы сохранить его красоту и необыкновенность!
Ребята, а что это сейчас у меня в руках? Для чего она нужна?
Ведущий держит в руках Красную книгу России. Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Назови животное».
Проводится игра «Назови животное».
Ведущий: Ребята, я думаю, что все знают, нужно беречь животных. Как вы думаете, почему животные, которых мы назвали, стали исчезающими видами?
Выслушиваются ответы детей, если нужно дополняются.
Ведущий: Исчезающие виды животных есть не только в России. Давайте посмотрим презентацию о тех животных, которые почти исчезли с нашей планеты.
Демонстрируется презентация.
Ведущий: Ребята, кто запомнил и может назвать животных, о которых сейчас шла речь?
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: Молодцы, ребята!
Выходит ребёнок, читает стихотворение.
Мы "братьев меньших" наших защитить должны
От браконьеров, живодёров и болезней.
Они для нас действительно важны,
И их значенье невозможно преуменьшить!
Пусть каждый наш пушистый, милый друг
Хозяина отыщет в мире этом.
Пускай прервётся невезений круг,
Пусть будут все накормлены, согреты.
Пусть будет у животных вдругорядь
Не день, а жизнь. Пусть матушка—Природа
Научит человека год от года
Приумножать, беречь и защищать.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша программа. Понравилась ли она вам? А что больше всего запомнилось?
Выслушиваются ответы детей.
Ведущий: А сейчас мне хочется вручить всем вам «Медали защитников животных», так как я очень надеюсь, что, после сегодняшнего мероприятия, вы будете прилагать все силы, чтобы помогать животным.
Звучит песня «Не поётся птицам без небес».
Детям вручаются медали.
Ведущий: Подводя итог нашей программе, хочется сказать, что вы все молодцы и знаете много о братьях наших меньших – животных. Сегодня вы узнали много нового и интересного о дне защиты животных, да и вообще о самих животных. Относитесь к животным бережно и с любовью, и они обязательно ответят вам взаимностью. До свидания, ребята!
Приложение.
Условия игры «Угадай кто».
Заранее готовятся карточки с названиями животных. Участники игры поочерёдно выходят, тянут карточку с названием животного и за одну минуту, без употребления слов и звуков должны изобразить это животное. После того как животное отгадали, демонстрируется изображение этого животного.
Условия игры «Наборщик».
Детям раздаются листы бумаги и ручки.
На магнитной доске вывешиваются буквы ЦАСМОНВЛЗЛЯПЬК. Участники из этих букв должны составить как можно большее количество названий животных и записать их на листах бумаги. Выигрывает тот, кто составил больше названий животных.
Условия игры «Назови животное».
Дети по очереди называют исчезающих, по их мнению, животных. Если ответ верен, животное демонстрируется на страницах Красной книги.
Список использованной литературы.
Скалдина О, М. Красная книга российской федерации - 2-е изд. ,доп. и перераб. – М. :Эксмо,2014
Скалдина О. М. Дикие животные России - М. :Эксмо,2011
Интернет-ресурсы.