Людмила Чернова
«У самовара» Комплексное занятие во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ "Медведевский детский сад №3 "Золотой ключик"
Комплексное занятие во второй младшей группе.
Разработала: Чернова Л. Ю.
Тема: «У самовара»
Задачи:
-продолжать знакомить детей со старинными предметами быта русского народа (самовар);
-вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
-учить детей отгадывать загадки;
-закрепить приемы лепки из соленого теста;
-развивать у детей процессы мышления;
-воспитывать интерес к народному творчеству, к истории.
Словарная работа:
Публикация «„У самовара“ Комплексное занятие во второй младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
-обогащение: самовар, лукошко;
-активизация: чаепитие, чайник, чай, баранки, калачи;
Предварительная работа:
-посещение мини-музея «Русская горница»;
-знакомство с предметами быта – деревянными ложками, ухватом, чугунком, горшком;
-разучивание пальчиковой гимнастики «Бай-качи-качи-качи»;
-разучивание хоровода, «Самовар»
Оборудование: русский народный костюм, лукошко, деревянные ложки, тарелка, чашка, полотенце, ухват, самовар (большой и маленький, картинки с разными самоварами, куклы, кукольная посуда, соленое тесто, доски для лепки, стеки, печатки, тарелка с конфетами для детей и гостей.
Ход занятия.
Входит воспитатель в русском народном костюме:
-Здравствуйте дети! Вы были у меня в горнице в гостях, а сегодня я к вам в гости пришла, да не с пустыми руками, а с интересными вещами. У меня в лукошке лежат разные предметы. Чтобы их достать надо загадки отгадать. Справитесь? (дети отгадывают, а воспитатель достает отгадки) :
1. Можно в нем носить цветы
И орехи, и грибы.
Потрудись-ка ты немножко,
Из лозы сплети (лукошко)
2. Говорит дорожка
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица.
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.» (полотенце)
3. По моей тарелочке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот. (ложка)
4. Рядом разные подружки,
Но похоже друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрешка)
5. Стоит пузачок,
Блестит бачок.
Шипит, ворчит,
Всем чай пить велит. (самовар)
-Какие вы молодцы, все мои загадки отгадали. А я хочу вам рассказать о самоваре. В давние времена ни одна семья не могла без самовара обойтись. Все собирались за столом. Ставили в центр самовар и хозяйка всем наливала чаю из него. Но что бы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. Посмотрите, в нутрии самовара есть труба. Она называется кувшин. В него закладывали щепки, маленькие палочки, уголь, шишки и поджигали. Вокруг кувшина была вода. Ее наливали в стенку. Щепочки горели, нагревали воду и вода закипала. Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть. И вся семья знала, что можно начинать чаепитие. Воды наливали в чашку через кран. Ручка у крана называется веточка. Самовары были разные. Я сейчас вам покажу, посмотрите: самовар-шар, самовар-ваза, самовар-бочонок, самовар-теремок. Были самовары, которые брали с собой в поход. Самовары, которые ставили на пол, а не на стол.
Когда в Россию приезжали иностранцы, они наши самовары называли «чайной машиной». А теперь вы мне расскажите из чего вы дома пьете чай. (ответы нескольких детей)
Наша жизнь изменилась, изменилось время, люди стараются везде успеть и теперь мы пьем с вами чай из чайника или из электрического чайника (показ). А самовары стоят в музеях или сохранились где то у бабушек. Давайте мы с вами нашему гостю дорогому самовару споем хороводную песню.
Дети встают вокруг самовара и поют :
Как на ярмарку, на праздник
Привезли нам самовар.
Вот такой вышины,
Вот такой низины.
Вот такой ширины,
Вот такой узины.
Самовар, самовар!
Вот так чудо-самовар!
Посмотрите, ребята, наши куклы тоже решили чаепитие устроить. Они приготовили чашки, ложки, блюдца и даже самовар. Но все-таки, я думаю, на столе чего-то не хватает. (Дети догадываются, что куклам не с чем пить чай. Они предлагают помочь им.)
У меня в лукошке есть тесто. Давайте мы слепим из него для наших кукол баранки и печенье. Но сначала давайте вспомним потешку про баранки (дети произносят слова и выполняют движение пальчиками по тексту) :
Бай-качи-качи-качи!
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи
С пылу, с жару из печи.
Налетели тут грачи,
Похватали калачи,
Нам остались лишь бараночки.
Дети садятся за столы, вспоминают как лепить баранки, печенье.
Приступают к самостоятельной работе. Украшают свои работы печатками, складывают в тарелочки, угощают кукол.
-Что то у наших кукол из самовара чай не льется. Что случилось с самоваром? Давайте мы в него заглянем. (заглядывают)
Посмотрите, а это не простой самовар, он и для нас угощения приготовил. Давайте мы угостим гостей и сами попьем чаю с вкусными конфетами. (достают из самовара конфеты, угощают гостей)