Любовь Спиридонова
«Твой дом. Экология жилища». Урок по окружающему миру в 3 классе с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока:
1. Формирование навыков личной гигиены
2. Привитие навыков здорового образа жизни
3. Расширение сведений о различных видах посуды, формирование разумного обращения с кухонной утварью.
4. Совершенствование умения ориентироваться в источниках информации
5. Расширение представлений о людях разных профессий
6. Формирование умений вести диалог, правильно строить монолог, доказывать свою точку зрения
7. Учить экономно расходовать природные богатства страны.
Оборудование:
1. Карточки – тесты и карточки – ключ.
2. Презентация
3. Проектор, компьютер.
Публикация «„Твой дом, Экология жилища“, Урок по окружающему миру в 3 классе с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
4. Видеосюжет «Одна дома» (девочка из класса)
5. Карточки с полезными советами
6. Карточки – средства информации http://sovettebe.ru/poleznyie-zametki/kak-vyibrat-kuhonnuyu-posudu/
7. Разнообразная посуда (эмалированная, деревянная, стеклянная и т. п.)
8. Костюм корреспондента (диктофон, микрофон)
9. Костюм врача (халат, шапочка)
10. Комнатные растения (хлорофитум)
11. Шкрублики (школьные рублики) на каждого ученика
12. Скатерть
13. Ароматизирующие масла, чаши с горячей водой.
14. Выставка книг по теме.
15. Иллюстрации http://www.miloliza.com/illyustratsi-chukovsky-stikhi/fedorino-gore.html
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Тесты:
1. Что изучает наука экология?
A. Жизнь растений
B. Жизнь животных
C. Жизнь и влияние растений, животных, включая человека, друг на друга и на окружающую среду.
2. Накопление нитратов в продуктах питания происходит из - за:
A. Избыточного применения удобрений
B. Недостатка солнечного тепла
C. Плохого полива растений
3. Кошку и собаку надо кормить:
A. Когда вспомнишь
B. Когда попросит
C. 1-2 раза в день
4. «Зеленая аптека» это:
A. Аптека, выкрашенная в зеленый цвет
B. Лечебные препараты, приготовленные из лекарственных растений
C. Зеленые таблетки
5. На какие органы человека преимущественно влияют выхлопные газы:
A. Органы осязания (кожа)
B. Органы дыхания (легкие)
C. Органы зрения
6. Уборку в квартире нужно проводить:
A. Один раз в месяц
B. Ежедневно
C. Когда мама попросит
7. Чтобы сохранить здоровье нужно:
A. Как можно реже бывать на улице
B. Больше есть и спать
C. Выполнять режим дня
8. Для лечения кашля используют:
A. Мать-и-мачеху
B. Пижму
C. Ландыш майский
II. Актуализация знаний
Первый слайд (Федора – замарашка)
- Узнаете ли этого литературного героя?
- Что с ней случилось? (дети читают отрывок произведения)
- Как вы думаете, самое ли большое несчастье произошло с Федорой, в связи с её образом жизни?
Что могло с нею ещё случиться?
- Совершенно верно. Несоблюдение правил гигиены жилища часто ведёт к очень печальному итогу.
III. Сообщение темы урока, его целей.
1) Сегодня мы поговорим о том, какой должна быть кухня, утварь и посуда в ней, а самое главное обсудим правила гигиены на кухне (слайд – тема урока)
- К таким темам обычно вы готовите материал самостоятельно. Какими источниками информации вы пользовались, и будете пользоваться, чтобы пополнить свои знания?
(слайд - источники)
- На первый взгляд тема нашего урока очень простая, но люди очень многих профессий занимаются тем, чтобы помочь нам не стать «Федорами».
2) Сегодня к нам пришел санитарный врач. Давайте его послушаем.
(Учащийся в белом халате рассказывает о правилах гигиены на кухне).
Речь доктора:
Кухня в доме, что операционная в больнице. Помещение кухни нужно ежедневно тщательно убирать: мыть пол и плиту, кафель у плиты и мойки, мыть горячей водой рабочий стол и мойку. Ежедневно выносить ведро с остатками пищи и мусора, а в летние дни – даже 2 раза в день. Ведро для мусора моют специальной щеткой горячей водой с мылом.
Безукоризненная чистота в кухне – непременная гарантия от домашних насекомых и вредителей. Бороться с этими переносчиками многих заразных болезней, не допускать их проникновения в жилище – одно из первых требований санитарии.
3) Не бывает кухни без посуды. Как сориентироваться в её многообразии? В наше время нельзя быть слишком доверчивым и верить любой рекламе. Мы попросим экспертную группу изучить особенности различной посуды и рассказать нам о них. Наша задача внимательно слушать и выбрать что-то одно.
Эксперт №1
Деревянная посуда и утварь.
В России издавна используют деревянные изделия для хранения продуктов. В наше время эти изделия чаще всего украшают кухню, делают её уютнее, теплее. В бытовых целях можно использовать деревянные изделия, не покрытые лаком или другими веществами.
Эксперт №2
Керамическая посуда
В подарочных магазинах часто продается декоративная глиняная глазурованная посуда. Она очень красивая. Но в ней нельзя ни хранить, ни готовить пищу, так как при её изготовлении могут использоваться вредные для здоровья вещества. Эта посуда предназначена только для эстетических целей.
Другое дело – жаропрочная глиняная посуда неглазурованная. Её используют для приготовления блюд в духовом шкафу. Еда получается вкусной и долго не остывает.
Эксперт №3
Алюминиевая посуда.
Алюминиевые кастрюли не ржавеют, не боятся резких температурных колебаний, но портятся от соли, соды, кислот. В такой посуде нельзя варить щи из квашеной капусты, компоты, кисели, приготовлять желе и т. п. Приготовленную в алюминиевой посуде пищу нужно сразу переложить в эмалированную или из нержавеющей стали. Хранить пищу в такой посуде нельзя!
Эксперт №4
Эмалированная посуда.
Эмалированная посуда очень удобна благодаря устойчивости против солей и кислот, входящих в состав пищи. В ней можно готовить и хранить любые продукты. Недостаток заключается лишь в том, что при ударах и резких переменах температуры эмаль трескается, образуется скол, после чего посуду уже нельзя использовать для приготовления пищи.
Эксперт №5
Посуда из чугуна
Посуда из чугуна довольно прочная и может служить годами, передаваясь из поколения в поколение. Чугунная посуда хороша для приготовления блюд, требующих много времени: плова, тушении мяса, овощей, птицы. Чтобы к поверхности чугунной посуды что-то пригорело надо очень постараться. Чугунная посуда не боится царапин, не деформируется, не тускнеет.
Минусом чугунной посуды является её склонность к появлению ржавчины, её необходимо вытирать после мойки. Также не стоит оставлять в чугунной посуде приготовленные блюда, они могут окисляться и изменять свой внешний вид и вкусовые качества. Эти недостатки отсутствуют у чугунной посуды покрытой эмалью.
Эксперт№6
Посуда с тефлоновым покрытием
Посуда с тефлоновым покрытием сегодня широко применяется во всем мире. Многие предпочитают ее благодаря наличию антипригарных свойств. Масла для жарки на такой сковороде требуется гораздо меньше.
Тефлоновое покрытие требует бережного к себе отношения. При использовании такой посуды не следует пользоваться ножом, вилкой или другими металлическими приборами. Иначе можно повредить покрытие. Тонкая сковорода может деформироваться от удара или от резкой перемены температур. При местном перегреве дна она теряет свои антипригарные свойства.
Эксперт №7
Стеклянная посуда (для микроволновой печи)
Стеклянная посуда для духовки производится из специального жаропрочного стекла. В такой посуде можно готовить в духовке и в микроволновой печи. Она прозрачна, что позволяет следить за процессом приготовления. В такой посуде блюдо можно ставить прямо на стол, она прекрасно сочетается с другой посудой. Стеклянная посуда, как и керамическая, абсолютно безопасна с точки зрения экологии.
Однако для нее существуют и некоторые ограничения. В холодную посуду не стоит наливать горячую жидкость и наоборот, не следует также ставить горячую посуду на холодную поверхность.
- Спасибо, дорогие эксперты. А теперь сделайте свой выбор. (Учащиеся кладут свой шкрублик в понравившуюся посуду).
lV .Проверка усвоенного материала. Рефлексия.
У нас на уроке представитель прессы.
Выходит учащийся (корреспондент) задает вопросы ученикам:
- Представьтесь, пожалуйста.
-Какую посуду вы выбрали? Почему?
Подсчет шкрубликов. Составление рейтинга видов посуды.
-Давайте подсчитаем, какая посуда у нас оказалась самой полезной и популярной.
V Релаксация.
-Чтобы отдохнуть и расслабиться, очень полезно активизировать обонятельные центры головного мозга. Сейчас расслабьтесь, сядьте поудобнее и постарайтесь спокойно вдыхать аромат.
В чашах с горячей водой капли ароматических веществ (мята, лаванда).
VI Просмотр видеосюжета.
Я знаю, что все вы очень трудолюбивые дети. Однако, часто, желая помочь маме по хозяйству, мы невольно совершаем ошибки. Посмотрите, пожалуйста, видеосюжет, который мы назвали «Одна дома».
Просмотр видеосюжета о нарушениях правил гигиены.
Девочка приходит на кухню, включает газ, через зажженную конфорку тянется к кастрюле, наливает суп, пробует его из половника, усаживается за стол, режет хлеб прямо на столе, смахивает крошки на пол. Поев, бросает посуду в раковину, но, подумав, решает помыть. Рассматривает различные чистящие средства, выбирает первое попавшее. Тряпкой для стола подтирает пол. Вспоминает, что забыла отключить газ и т. д.).
Анализ сюжета. Работа в группах.
Какие ошибки допустила девочка? Обсудите сюжет в группах.
VII. Полезные советы.
Вы показали, что хорошо знаете правила гигиены на кухне. А какие ещё советы вы можете дать друг другу и Федоре, разумеется?
Дети читают полезные советы:
1. Что же самое важное, когда ты, надев косынку и передник, вошла на кухню и приступила к стряпне? Во-первых, чистые руки! Помни, ни одна хорошая хозяйка не начнет варить обед, готовить ужин или завтрак грязными руками. Так что не жалей ни воды, ни мыла, когда станешь мыть руки. Мой их как следует!
2. Во-вторых, чистая тряпка! Она тебе понадобится очень часто: прихватить с плиты горячую сковороду или снять с горячей кастрюли крышку, вытереть со стола крошки, пролитую воду. Да мало ли что ещё! Когда работаешь на кухне, чистая тряпочка постоянно должна быть под рукой.
3. В – третьих, чистое полотенце! Без чистого сухого полотенца тебе не обойтись. Обязательно нужно прибрать за собой на кухне, когда со стряпней покончено. Вымыть, вытереть и поставить на место ту кухонную посуду, которой пользовался. Для этого тебе понадобится чистое полотенце!
4. Не забывай о горячей воде, не только, когда ты моешь руки, но и когда моешь посуду. Посуда, в которой варится пища, должна быть абсолютно чистой.
5. Многие моют молочную посуду горячей водой. Это неправильно. От горячей воды остатки молока на стенках посуды завариваются и превращаются в клейкую массу. Молочную посуду надо мыть сначала холодной водой и лишь потом горячей.
6. Может случиться, что в эмалированной кастрюле подгорит молоко или какая–нибудь другая пища. Эмалированную посуду нельзя скоблить. Налей в неё воды, положи немного питьевой соды и прокипяти.
7. Посуду, в которой было тесто или взбитые яйца, сначала моют холодной водой, а затем горячей.
8. Стеклянную посуду мой водой с питьевой содой или уксусом. Налет настоя чая или кофе можно удалить, протерев внутреннюю сторону чашек или блюдец мягкой тряпочкой с мелкой солью и с уксусом или содой.
VIII. Итог урока.
Дома обдумайте все, о чём мы говорили и попытайтесь составить памятку «Правила гигиены на кухне».
Запись домашнего задания в дневники. Выставление оценок.
Спасибо всем за урок. А Федора уже не та!
Слайд: Федора – аккуратная хозяйка.