Юлия Грудинина
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Проект "Скоро в школу"
Продолжительность: сентябрь - май
Тип проекта : развивающий
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, педагог - психолог.
Возраст детей: 6 - 7 лет
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. У детей, поступающих в 1 класс, обнаруживается недостаточный уровень развития психофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориентировка, сенсомотоика и др.) и эмоционально - волевой сферы.
Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста школьно - значимых функций, а так же эмоционально - волевой сферы, необходимых для успешного обучения в школе.
Задачи проекта
Для детей:
1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития (организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно - моторной интеграции).
3. Расширение способности ребенка к восприятию окружающего мира.
4. Научиться целостно и осознанно воспринимать собственный организм, тело, душу, внутренний мир.
5. Развитие и осмысление испытываемых ребенком чувств и эмоций.
6. Обучение ребенка структурированной деятельности и волевому самоконтролю.
7. Формирование коммуникативных навыков, позволяющих успешнее проходить процессы социализации и адаптации в условиях школы.
Для психолога:
1. Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
2. Расширение знаний родителей о психологической готовности к школе.
3. Создание развивающей среды, направленной на развитие психофизиологических процессов.
4. Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
5. Учить детей преподносить свои достоинства, принимать с достоинством победы и поражения.
6. Повышение психолого – педагогической компетентности воспитателей.
Для родителей:
1. Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;
2. Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять деятельность ребенка.
3. Расширять и обогащать знания об обучении в школе.
Для воспитателей:
Создание развивающей среды, направленной на развитие школьно – значимых функций.
Продукты проекта
Для детей:
иллюстрации к сказке;
драматизация запомнившегося сюжета из сказки;
рисунки, выполненные двумя руками, создание ковриков из геометрических фигур.
Для родителей:
родительское собрание: "Готовность к школе, сформированность интеллектуального компонента и моторики";
родительское собрание: "Готовность к школе, сформированность мотивационной и эмоционально - волевой сферы";
наглядная стендовая информация: «Личностная и социальная готовность к школе», «Кризис 7 лет», «Утомляемый, истощаемый ребенок».
памятки для родителей: «Готовим руку к письму», «Развиваем внимание», «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, внимания и произвольности у детей 6 – 7 лет», «Подготовка ребенка к школе».
Для педагогов:
семинар – практикум: «Кинезиология. Активизация межполушарного взаимодействия»;
семинар – практикум: «Развитие произвольности и ответственности у детей».
Формы работы с детьми
• Креативная терапия (элементы сказкотерапии; арт – терапии; терапия музыкой, телесно – ориентированные техники.
• Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения,
речи, внимания, восприятия.
• Дыхательно-координационные упражнения. Направлены
на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга,
ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.
• Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
• Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
Ожидаемые результаты по проекту :
• Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей.
• Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях.
• К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.
• Развивается творческое мышление.
• Развиваются такие качества, как выдержка, координация движений, мотивация, коммуникативные навыки, самооценка.
• Дети учатся самостоятельно работать и принимать решения.
• Развивается мелкая моторика.
• Дети умеют не только правильно распознавать эмоции своих партнеров по игре и общению, но и правильно демонстрировать свои чувства и контролировать эмоциональные импульсы.
• Повышение психолого – педагогической компетентности у родителей и педагогов.
Краткое содержание проекта
Этапы проекта Действия психолога Действия детей Действия членов семьи
Подготовительный (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов) Диагностика школьно-значимых функций.
На основе результатов диагностики постановка цели. Подбор материала и ознакомление с литературой. Составление плана – схемы проекта. Привлечение воспитателей и родителей к осуществлению проекта. Участие в диагностике. Знакомство с результатами диагностики (индивидуальное консультирование).
Деятельный (непосредственная деятельность по проекту) Организация и проведение различных обучающих, развивающих, коррекционных форм деятельности. Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка. Поощрение проявления самостоятельности и инициативы. Организация различных форм работы с родителями. Активное непосредственное участие в формах работы, предлагаемое психологом. Проявление самостоятельности, инициативы и творческих способностей. Проявления умения самостоятельно оценить свою деятельность. Непосредственное участие в предлагаемых формах работы с родителями.
Завершающий Повторная диагностика школьно – значимых функций. Участие в диагностике. Знакомство с результатами диагностики.
Реализация проекта
Виды деятельности
Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Игры на развитие памяти и внимания: «Какой фигуры не стало», «Цветные слова», «Стираем и сушим белье», «Осенние листья», «Веселые спортсмены», «Третий лишний», «Пять фигур», «Пиктограммы», «Счастливые хрюшки», «Магазин», «Пары фигурок», «Внимание» и т. д.
Игры на развитие образно – логического мышления и речи: «Четвертый лишний», «Сравни и запомни», «Сравни и запомни», «Назови одним словом», «Говори наоборот», «Определения», «Закончи фразу», «Колумбово яйцо», «Разрезные квадраты», «Нахождение слов», «Двадцать вопросов», «Сравнение предметов» и т. д.
Игры на развитие пространственной ориентировки: «Живая страница», «Геометрические ковры», «Магазин ковров», «Художники», «Ленивые восьмерки» и т. д.
Кинезиология «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо – нос», «Ленивые восьмерки», «Симметричные рисунки».
Пальчиковая гимнастика «Разминка», «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Зайчик», «Черепашка», «На птичьем дворе», «Лягушка», «Солнце» и т. д.
Игровая деятельность
Развитие координации движений, активности и общей моторики: «Переход через реку», «Морские хищники», «Дорожные знаки», «Потерянная одежда», «Заколдованный кубик», «Лиса и еж», «Цапля и лягушка», «Морское чудовище» и т. д.
Развитие коммуникативных навыков: «Корабль», «Живая машина», «Монстр», «Музыкальные пальчики», «Пчелы и змеи», «Распускающийся бутон» и т. д.
Релаксация Обучение навыкам мышечного расслабления и саморегуляции: «Придворный дровосек», «Скульптуры в парке», «Бензоколонка», «Робот и тряпичная кукла», «Любимая игрушка», «Маска колдуньи», «Всадники», «Гусеница, куколка, бабочка», «Дыхание раковин» и т. д.
Музыкально - художественная • Прослушивание медитативной, инструментальной, танцевальной музыки, звуков природы (пение птиц, дуновение ветра, шум воды).
• Выполнение творческого задания (ребенку необходимо отрезать по указанной линии часть листа с деталями, которые нужно раскрасить, вырезать и наклеить на основную картинку).
• Работа с различными образами (животных, вещей, предметов) : «Морской шторм», «Посмотри-ка на меня», «Машина из прошлого» и т. д.
• Представление сюжетов сказки в виде маленького спектакля – импровизации.
Список литературы
1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. Академический Проект, 2000 .
2. Останкова Ю. В. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М. : Книголюб, 2008.
4. Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников.
5. Методическое пособие для педагогов – психологов и воспитателей: Организация индивидуальной и групповой коррекционно – развивающей работы с детьми 6 – 7 лет.
6. Фигурные лабиринты. – Карапуз 2007.
7. Цветные композиции. Карапуз 2007.
8. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Умные картинки. Развиваем пространственное мышление. – Детский сад: день да днем.
9. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Умные картинки. Развиваем восприятие и внимание. – Детский сад: день да днем.
10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. – М. 1996.
11. Астапов В. М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М. : Аркти, 2008.
12. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. – М. 2008.
13. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М. : ТЦ Сфера, 2001.
14. Баженова О. В. Тренинг эмоционально – волевого развития. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010.