Лучший педагог года

Проект «Скоро в школу»

Юлия Грудинина
Проект «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы

Информационная карта проекта

Проект "Скоро в школу"

Продолжительность: сентябрь - май

Тип проекта : развивающий

Участники проекта : дети, родители, воспитатели, педагог - психолог.

Возраст детей: 6 - 7 лет

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. У детей, поступающих в 1 класс, обнаруживается недостаточный уровень развития психофизиологических процессов (запоминание, внимание, пространственная ориентировка, сенсомотоика и др.) и эмоционально - волевой сферы.

Публикация «Проект „Скоро в школу“» размещена в разделах

Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста школьно - значимых функций, а так же эмоционально - волевой сферы, необходимых для успешного обучения в школе.

Задачи проекта

Для детей:

1. Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.

2. Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития (организация внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно - моторной интеграции).

3. Расширение способности ребенка к восприятию окружающего мира.

4. Научиться целостно и осознанно воспринимать собственный организм, тело, душу, внутренний мир.

5. Развитие и осмысление испытываемых ребенком чувств и эмоций.

6. Обучение ребенка структурированной деятельности и волевому самоконтролю.

7. Формирование коммуникативных навыков, позволяющих успешнее проходить процессы социализации и адаптации в условиях школы.

Для психолога:

1. Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

2. Расширение знаний родителей о психологической готовности к школе.

3. Создание развивающей среды, направленной на развитие психофизиологических процессов.

4. Расширение знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

5. Учить детей преподносить свои достоинства, принимать с достоинством победы и поражения.

6. Повышение психолого – педагогической компетентности воспитателей.

Для родителей:

1. Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;

2. Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять деятельность ребенка.

3. Расширять и обогащать знания об обучении в школе.

Для воспитателей:

Создание развивающей среды, направленной на развитие школьно – значимых функций.

Продукты проекта

Для детей:

иллюстрации к сказке;

драматизация запомнившегося сюжета из сказки;

рисунки, выполненные двумя руками, создание ковриков из геометрических фигур.

Для родителей:

родительское собрание: "Готовность к школе, сформированность интеллектуального компонента и моторики";

родительское собрание: "Готовность к школе, сформированность мотивационной и эмоционально - волевой сферы";

наглядная стендовая информация: «Личностная и социальная готовность к школе», «Кризис 7 лет», «Утомляемый, истощаемый ребенок».

памятки для родителей: «Готовим руку к письму», «Развиваем внимание», «Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, внимания и произвольности у детей 6 – 7 лет», «Подготовка ребенка к школе».

Для педагогов:

семинар – практикум: «Кинезиология. Активизация межполушарного взаимодействия»;

семинар – практикум: «Развитие произвольности и ответственности у детей».

Формы работы с детьми

• Креативная терапия (элементы сказкотерапии; арт – терапии; терапия музыкой, телесно – ориентированные техники.

• Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения,

речи, внимания, восприятия.

• Дыхательно-координационные упражнения. Направлены

на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга,

ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

• Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

• Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

Ожидаемые результаты по проекту :

• Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей.

• Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях.

• К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания.

• Развивается творческое мышление.

• Развиваются такие качества, как выдержка, координация движений, мотивация, коммуникативные навыки, самооценка.

• Дети учатся самостоятельно работать и принимать решения.

• Развивается мелкая моторика.

• Дети умеют не только правильно распознавать эмоции своих партнеров по игре и общению, но и правильно демонстрировать свои чувства и контролировать эмоциональные импульсы.

• Повышение психолого – педагогической компетентности у родителей и педагогов.

Краткое содержание проекта

Этапы проекта Действия психолога Действия детей Действия членов семьи

Подготовительный (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов) Диагностика школьно-значимых функций.

На основе результатов диагностики постановка цели. Подбор материала и ознакомление с литературой. Составление плана – схемы проекта. Привлечение воспитателей и родителей к осуществлению проекта. Участие в диагностике. Знакомство с результатами диагностики (индивидуальное консультирование).

Деятельный (непосредственная деятельность по проекту) Организация и проведение различных обучающих, развивающих, коррекционных форм деятельности. Создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка. Поощрение проявления самостоятельности и инициативы. Организация различных форм работы с родителями. Активное непосредственное участие в формах работы, предлагаемое психологом. Проявление самостоятельности, инициативы и творческих способностей. Проявления умения самостоятельно оценить свою деятельность. Непосредственное участие в предлагаемых формах работы с родителями.

Завершающий Повторная диагностика школьно – значимых функций. Участие в диагностике. Знакомство с результатами диагностики.

Реализация проекта

Виды деятельности

Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Игры на развитие памяти и внимания: «Какой фигуры не стало», «Цветные слова», «Стираем и сушим белье», «Осенние листья», «Веселые спортсмены», «Третий лишний», «Пять фигур», «Пиктограммы», «Счастливые хрюшки», «Магазин», «Пары фигурок», «Внимание» и т. д.

Игры на развитие образно – логического мышления и речи: «Четвертый лишний», «Сравни и запомни», «Сравни и запомни», «Назови одним словом», «Говори наоборот», «Определения», «Закончи фразу», «Колумбово яйцо», «Разрезные квадраты», «Нахождение слов», «Двадцать вопросов», «Сравнение предметов» и т. д.

Игры на развитие пространственной ориентировки: «Живая страница», «Геометрические ковры», «Магазин ковров», «Художники», «Ленивые восьмерки» и т. д.

Кинезиология «Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Ухо – нос», «Ленивые восьмерки», «Симметричные рисунки».

Пальчиковая гимнастика «Разминка», «Пальчики здороваются», «Моя семья», «Зайчик», «Черепашка», «На птичьем дворе», «Лягушка», «Солнце» и т. д.

Игровая деятельность

Развитие координации движений, активности и общей моторики: «Переход через реку», «Морские хищники», «Дорожные знаки», «Потерянная одежда», «Заколдованный кубик», «Лиса и еж», «Цапля и лягушка», «Морское чудовище» и т. д.

Развитие коммуникативных навыков: «Корабль», «Живая машина», «Монстр», «Музыкальные пальчики», «Пчелы и змеи», «Распускающийся бутон» и т. д.

Релаксация Обучение навыкам мышечного расслабления и саморегуляции: «Придворный дровосек», «Скульптуры в парке», «Бензоколонка», «Робот и тряпичная кукла», «Любимая игрушка», «Маска колдуньи», «Всадники», «Гусеница, куколка, бабочка», «Дыхание раковин» и т. д.

Музыкально - художественная • Прослушивание медитативной, инструментальной, танцевальной музыки, звуков природы (пение птиц, дуновение ветра, шум воды).

• Выполнение творческого задания (ребенку необходимо отрезать по указанной линии часть листа с деталями, которые нужно раскрасить, вырезать и наклеить на основную картинку).

• Работа с различными образами (животных, вещей, предметов) : «Морской шторм», «Посмотри-ка на меня», «Машина из прошлого» и т. д.

• Представление сюжетов сказки в виде маленького спектакля – импровизации.

Список литературы

1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. Академический Проект, 2000 .

2. Останкова Ю. В. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Арцишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников. – М. : Книголюб, 2008.

4. Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников.

5. Методическое пособие для педагогов – психологов и воспитателей: Организация индивидуальной и групповой коррекционно – развивающей работы с детьми 6 – 7 лет.

6. Фигурные лабиринты. – Карапуз 2007.

7. Цветные композиции. Карапуз 2007.

8. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Умные картинки. Развиваем пространственное мышление. – Детский сад: день да днем.

9. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. Умные картинки. Развиваем восприятие и внимание. – Детский сад: день да днем.

10. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. – М. 1996.

11. Астапов В. М. Диагностика развития понятийных форм мышления. – М. : Аркти, 2008.

12. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. – М. 2008.

13. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М. : ТЦ Сфера, 2001.

14. Баженова О. В. Тренинг эмоционально – волевого развития. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Проект «Грамоте учиться — всегда пригодится» Информационная карта проекта 1. Полное название проекта: «Грамоте учиться – всегда пригодиться». 2. Автор проекта: учитель-логопед Янишевская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Скоро в школу»
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 10:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Скоро в школу»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Грудинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД