Галина Копцова
Конспект итогового комплексного занятия по развитию речи. «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению дошкольников с художественной литературой для детей средней группы.
Тема:
«Сказочное путешествие»
Дошкольное воспитание. Программа воспитания и обучения в детском саду /под редакцией М. А. Васильевой
Публикация «Конспект итогового комплексного занятия по развитию речи, „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2012
Воспитатель: Копцова Галина Александровна, высшая категория, МБДОУ детский сад №2 «Сказка» село Кулунда, 2012год
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о любимых сказочных героях и сказках (по программе).
Развивающие:
1. Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение, связную и выразительную речь.
2. Использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь детей к художественной литературе разных жанров, вызвать интерес, любознательность.
Оборудование:
ткань для речки; цветок –фиалка, куколка маленькая (Дюймовочка); домик, герои сказки «Заюшкина избушка»; картинки героев сказок «Гуси-лебеди» и «Красная шапочка, герои других сказок; магнитная доска, стенд с книгами К. И. Чуковского, ноутбук, мыло, полотенце, зубная паста и щетка, тарелка, кастрюля, ложка, сковорода, чашка, самовар, баранки, монетка, градусник, вата, шприц, фонендоскоп, галоши, шоколад, перчатки, телефон; театр тактильных ощущений, волшебная книга.
Музыкальное оформление
: аудиозапись «Звуки природы» (голоса птиц, шум ветра и ручья, слов Василисы Прекрасной, мелодии «В гостях у сказки».
Предварительная работа
Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию; оформление тематической выставки книг; разучивание словесных игр «Что было дальше в сказке», «Из какой мы сказки?»,«Кто лишний?», «Угадай на ощупь»; загадывание загадок по сказочным сюжетам; инсценировки по сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Жихарка»; совместные и самостоятельные игры с настольными театрами. Драматизация сказок с помощью разных видов театра (настольный, би-ба-бо, пальчиковый)
Оргмомент
. (Дети и воспитатель становятся на ковре в круг).
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас много гостей. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за год. Давайте поздороваемся с гостями и с тем, что нас окружает.
Пальчиковая игра «Улыбнемся солнышку».
Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое! (вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое!» (поднимают руки вверх)
Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра!» (показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки)
Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра!» (улыбаются и кланяются гостям)
(звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель: Ребята, какая интересная музыка. Как вы думаете, куда она нас приглашает?
Дети: В сказку.
Воспитатель: Правильно. Молодцы! Присаживайтесь на коврик, пожалуйста!
(звучит грамзапись, шум ветра в лесу, голоса птиц и голос)
«Кланяюсь вам низко, люди добрые! Была у меня книга, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели гуси - лебеди, унесли нашу книгу далеко-далеко, там, где туманы собираются, да дождинки рождаются, в волшебное царство - государство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи не обойтись! К ручейку пойдете и подсказку у рыбки найдете. С низким поклоном, Василиса Прекрасная».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, сможем помочь Василисе Прекрасной, не побоимся трудностей?
(Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.)
Воспитатель: Тогда вставайте и тихонько, друг за дружкой шагайте.
(звучит аудиозапись - шум ручья)
-Смотрите, впереди - речка! Как же нам ее перейти?
(дети высказываются, предлагают)
Воспитатель: Василиса говорила, что подсказку у рыбки найдем.
(Звучит аудиозапись с голосом: «Кто доброе слово о сказке назовет, тот ручей смело перейдет»)
- Ребята, как можно сказать добрыми словами о сказке, какая она?
Дети: волшебная, чудесная, сказочная, добрая, справедливая, мудрая, интересная, грустная (говорят слово и переходят речку)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, смотрите, какой красивый цветок! Кто знает, как он называется? Дети: Фиалка
(на столе цветок, а в нем спряталась Дюймовочка)
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, кто живет в этом цветке.
«Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила!
Кто читал об этом книжку и знает девочку-малышку»?
Дети: Дюймовочка.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, Дюймовочка спрашивает, какие вы знаете сказки? Давайте мы расскажем ей, при помощи наших пальчиков. Приготовили свои пальчики.
Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять, будем сказки называть…»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики,
Будем сказки называть (хлопаем в ладоши).
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок,
Три медведя, Волк и лиса, есть Снегурочка – краса.
Жихарку не позабудем, Репку и Хаврошечку,
знаем Волка и семеро козлят (загибаем пальчики на каждое название сказки).
Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, помогите Дюймовочке вспомнить, какие слова надо сказать:
- Колобку, чтобы покатиться дальше?
- Машеньке, чтобы медведь не сел на пенек?
- Лисе, чтобы петушок выглянул в окошко?
- Волку, чтобы наловить много рыбы?
- Бабушке, чтобы Красная шапочка, могла открыть дверь?
- Петушку, чтобы котик спас его от лисы?
Воспитатель: Молодцы! Спасибо! Нам пора дальше в путь.
Воспитатель: Ой, смотрите, рукавичка. Какая же сказка здесь живет?
- В этой сказке живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите.
В рукавичке живут мышка (дети отвечают – поскребушка, лягушка (попрыгушка, зайчик (побегайчик, лисичка (сестричка, волчок (серый бочок, медведюшка (батюшка).
Мимическая гимнастика
-Давайте, мы как мышка испугаемся;
- Как лягушка похохочем (ха-ха-ха);
- Как зайчик потрясемся, подрожим под кустиком;
- Как волк повоем (у-у-у);
- Как лисичка, посмотрим по сторонам, повертим хвостиком, заметем следы;
- Как медведь нахмуримся.
Молодцы! Пора в путь.
Воспитатель: Ребята, смотрите, домик. Зайка сидит и плачет. Как вы думаете, из какой он сказки? (ответы детей) - Давайте спросим его, о чем он плачет.
Зайчик (ребенок в маске) – Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне в гости, да и выгнала меня.
Воспитатель: Ребята, почему у лисички избушка растаяла?
Дети: Потому что была ледяная.
Воспитатель: А ледяная, это из чего? (ответы детей)
- Что может быть изо льда? (дети – замок, сосулька, горка, каток)
- А лубяная, это какая? (дети – из дерева)
- Что бывает деревянным? (дети - стол, стул, шкаф, дом, доска)
Расставьте героев сказки по порядку.
- Кто первый пришел на помощь зайчику? (ответы детей)
- Кто второй? (дети отвечают)
- Кого не хватает среди героев? (дети – петушка)
- Как можно сказать о петушке? Какой он? (сильный, смелый, храбрый, добрый, отзывчивый)
Воспитатель: Что можно сказать о лисе? (хитрая, злая, невоспитанная, обманщица, жадная, коварная)
-Назовите сказки, которые начинаются словами:
-шла лисичка(«Лиса - лапотница», «Лисичка со скалочкой»,
- бежала лиса(«Лиса и козел»,
- сидит лиса(«Хитрая лиса»).
- Назовите сказку, где лиса была добрая: - «Снегурушка и лиса»,
- «Кот и лиса».
Воспитатель: Давайте придумаем другой конец к сказке, чтобы зайчик не плакал.
Дети: Зайчик и лиса подружились; Построить лисичке новый дом; Выгнать лису из леса, чтобы никого не обижала; Объяснить лисичке, что друзья так не поступают.
Воспитатель: Молодцы! Чтобы совсем развеселить зайчика, предлагаю стать в круг и сделать массаж друг другу «Был у зайки огород».
Взаимомассаж "БЫЛ У ЗАЙКИ ОГОРОД"
Был у зайки огоpод (поглаживание вдоль спины)
Ровненькие гpядки (попеpек спины).
Он зимой игpал в снежки (постучать кулаками по спине снизу ввеpх)
Ну, а летом в пpятки (пальцы по спине побежали снизу ввеpх и "спpятались" подмышки).
А весною в огород зайка с радостью идет (пальцы по спине "идут")
Он сначала все вскопает, все вскопает, все вскопает (пощипывания).
А потом все заровняет, заровняет, заровняет (поглаживания, как будто ямки заравниваешь) .
Семена просеет ловко (легкие быстрые постукивания всеми пальцами по очеpеди) И пойдет сажать морковку (пальцы "пошли")
Ямка - семя, ямка - семя (ущипнуть, пальцем семечку придавить).
Заровняет в то же время (опять поглаживания)
И потом у зайки вновь, вырастет его морковь (пальцами пробежать и на макушке пальцы изображают ботву от морковки).
(Официальный сайт «Академия детства», автор В. Степанов.)
Воспитатель: И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.
- Угадайте, какая сказка здесь живет?
«Сидит девочка в корзинке, у мишки за спиной.
Он сам того не ведая, несет ее домой».
(ответы детей)
Воспитатель: Зачем, Маша отправилась в лес?
- Можно детям одним уходить из дома? Почему? (дети рассуждают)
- Что с ней случилось в лесу?
- Что она кричала, когда заблудилась?
Дети: АУ, АУ.
Воспитатель: Какой первый звук в слове «Ау»? (а)
- Придумайте слова со звуком «А», в начале слова (арбуз, ананас, абрикос).
- Слушайте внимательно, я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если слово начинается со звука «У»: жираф, улитка, удод, изюм, утка, узор, удочка.
Молодцы!
Воспитатель: А теперь внимание, следующее задание.
- Герои просят: «А сейчас, вы друзья узнайте нас».
(на доске картинки героев сказок «Гуси-лебеди» и «Красная шапочка», среди них герои совсем из другой сказки)
Подскажите, из какой сказки эти герои? - Кто лишний и почему?
Молодцы! Умнички!
Воспитатель: Дальше в путь шагаем, что нас ждет, не знаем!
- Посмотрите, сколько перед нами книг. Интересно, знакомы ли нам эти сказки?
-Предлагаю поиграть в игру «Узнай сказку по обложке».
(На столе лежат книги: «Федорино горе», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», дети по обложке должны вспомнить название сказки)
Воспитатель: (показывает книгу) - Это сказка … Федорино горе. Правильно. Молодцы!
Скажите, чему она нас учит? (бережному обращению с посудой, порядку)
- Айболит (быть добрыми, заботиться о других, помогать);
- Муха – Цокотуха (смелости, уметь помогать другим);
- Тараканище (быть смелым, добрым);
- Мойдодыр (аккуратности и опрятности, чистоте).
- Путаница (порядку, жить по правилам, дружно, помогать в беде).
- Кто автор этих сказок?
Дети: Корней Иванович Чуковский
Воспитатель: Ребята, герои сказок перепутали все предметы. Помогите найти хозяина! Игра «Кому принадлежат эти предметы?»
(на столе разложены предметы, нужно угадать, кому они принадлежат)
1. Мыло, полотенце, зубная паста и щетка – Мойдодыр.
2. Тарелка, кастрюля, ложка, сковорода – Федорино горе.
3. Чашка, самовар, баранки, монетка – Муха – Цокотуха.
4. Градусник, вата, шприц, фонендоскоп – Айболит.
5. Галоши, шоколад, перчатки, телефон – Телефон.
Воспитатель: Следующее задание «Проблемные ситуации».
Ситуация 1. В сказке «Колосок» петушок не угостил мышат пирогами, потому что они не помогали ему трудиться. Как бы вы поступили на месте петушка?
а) Так же, как он, не стали бы угощать;
б) Нашли бы им работу и заставили трудиться;
в) Простили бы их и пригласили пить чай.
Ситуация 2.
В сказке «Три поросенка» Наф – Наф помог своим братьям, когда они к нему прибежали. Как бы вы поступили на его месте?
а) Пустили спрятаться от волка в своем доме;
б) Не пустили бы к себе в дом;
в) Помирили всех и стали дружить.
Воспитатель: Ребята, смотрите какой загадочный сундучок». Вам интересно, что в нем? (подходят к сундучку и рассматривают) Какие-то карточки. Давайте рассмотрим их и потрогаем ручками на ощупь.
Игра «Угадай на ощупь»
- Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь, лягушка или ёжик.
Молодцы!
Воспитатель: Куда это мы пришли? Ребята, да нас уже здесь ждут.
(появляется Василиса Прекрасная)
Василиса Прекрасная: Какие вы молодцы! С такими трудными заданиями справились, помогли книгу расколдовать. За это я вам ее дарю. Но, сначала ответьте на мой вопрос:
- Зачем людям нужны книги?
- Как нужно с ними обращаться?
- Почему так говорят: «Будешь книги читать, будешь много знать»?
- Книга учит жить, книгой надо дорожить».
(дети отвечают)
Василиса Прекрасная: Ребята, вместе дружно вы живите, книги очень берегите, сказки разные любите!
Воспитатель: Спасибо за ваши добрые глаза и приветливые улыбки. Закончить наше путешествие я хотела бы снова улыбкой. Встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнёмся всем вокруг и друг другу.
Литература
1. Калинина Т. В., «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», Издательство: Учитель, 2011.
2. Абрамова Л. П., «Пальчиковые игры», Издательство: Карапуз, 2005г
3. Журнал «Дошкольное образование», №23(95) ноябрь, 2002 г. стр. 21-23, «Путешествие по сказкам».
4. Журнал «Мурзилка», № 8, 2005г.
5. Русские сказки от А до Я. «По щучьему веленью», издательство «Урал-Пресс ЛТД», 1993г.
6. Борисова Е. А., Речевые игры и упражнения, журнал «ЛОГОПЕД», 2009год, январь.
7. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников».
8. Интернет – ресурсы: www.ivalex.vistcom.ru/metod24-8.htm "Использование сказки в работе с детьми дошкольного возраста", Автор: старший воспитатель МДОУ д/с 236 г. Ярославля Травина Татьяна Сергеевна; doshvozrast.ru›konspekt /razvrech38.htm,Литературная викторина на тему: «Дорогами сказок К. Чуковского», Никитина И. В., воспитатель д/с №54 “Искорка г. Набережные Челны.
Улыбнемся солнышку
.