Наталья Фомина
«Сенсорные эталоны». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с самого раннего возраста начинает воспринимать окружающую его действительность через органы чувств. Он дотрагивается к предметам, берет их в рот, чтобы понять их вкус, осматривает их визуально, слышит звуки, которые издает объект изучения, чувствует запах. В дошкольном возрасте у ребенка развиваются действия восприятия, поэтому обучение как дома, так и в детских садах должно быть направлено на изучение сенсорных эталонов. Усвоенные представления о свойствах разных предметов в дальнейшей жизни играют роль образцов. Это легко понять на примере лимона. Если вы ни разу не пробовали вкус этого фрукта, то у вас и не возникнет никаких ассоциаций. Но если вы ощущали хоть раз его кислый вкус во рту, то при слове "лимон" или при увиденном изображении этого фрукта вкусовая память вам напомнит его, и во рту опять станет кисло.
Публикация «„Сенсорные эталоны“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Ознакомление с сенсорными эталонами в дошкольном возрасте - это развитие действий восприятия, познание малышами свойств и качеств предметов окружающей среды, установление взаимосвязи между ними. В дальнейшем при появлении в жизни ребенка новых объектов он будет их сравнивать с уже знакомыми. Именно у дошкольников происходит переход от своего опыта восприятия сенсорных эталонов к общепринятым среди взрослых.
Что такое сенсорный эталон
Развитие у детей восприятия и выработка представлений про свойства окружающих предметов носит название сенсорного развития, так как весь процесс познания происходит через органы чувств человека.
Выделяют 5 основных видов восприятия окружающего мира:
• Зрительное - первым делом ребенок видит предмет глазами, воспринимает его цвет, форму, величину, расположение в пространстве.
• Слуховое - воспринимает звуки, издаваемые предметом. Первый услышанный звук малыша - это голос его матери.
• Осязательное - обследование любого предмета происходит тактильно. Ребенок берет его в руку, пробует с ним производит действия, трясет его, бросает, катает или гладит.
• Вкусовое - малыши берут игрушки в рот не для того, чтобы съесть, а чтобы понять вкус предмета. С опытом малыш запоминает вкус продуктов питания и уже выборочно относится к ним, одно нравится, а другое - не хочет.
• Обонятельное - это познание мира через запахи. Одни ароматы приятны, другие вызывают желание прикрыть нос рукой.
Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте - это образцы, выработанные человечеством, которые ребенок должен усвоить для дальнейшей успешной учебы в школе. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Значение сенсорного развития очень важно именно в этом возрасте, когда происходит процесс совершенствования органов чувств, накапливаются знания об окружающей действительности.
В дошкольном возрасте сенсорные эталоны - это основные цвета и оттенки, плоские и объемные геометрические фигуры, величина предметов - длина, ширина, высота и толщина, высота музыкальных звуков, уровень высоты человеческого голоса - тихие или громкие звуки и т. д. Человечество их вырабатывало в процессе трудовой деятельности многие тысячелетия, а малыш осваивает основные из них еще будучи дошкольником.
Перед воспитателем и родителями ребенка дошкольного возраста стоит задача помочь малышу в освоении сенсорных эталонов, создать все условия для формирования представления об окружающих предметах.
Это происходит во время дидактических игр, в процессе учебной и трудовой деятельности, на рисовании и во время лепки, на экскурсиях и прогулках. Каждый возраст имеет свои особенности при освоении сенсорных понятий и эталонов.
Понятие величины
Особое внимание уделяется в младшем дошкольном возрасте сенсорному эталону "величина". Это одна из задач умственного воспитания, благодаря которой малыш учится не только давать правильное название свойству предметов, но и сравнивать их между собой. Измерительная деятельность развивает мышление, служит основой для разных видов деятельности, создает предпосылки для учебы в школе.
Игры для формирования понятия "величина" :
• "Назови правильно".
• "Расставь по порядку".
• " Зоопарк".
• "Подбери рыбкам аквариум".и т. д.
Развитие сенсорных эталонов звука
Первое восприятие звука происходит еще в раннем младенчестве, когда малыш поворачивает голову в сторону звучащего голоса матери. Благодаря звукам окружающего мира ребенок познает действительность.
На занятиях музыки дети учатся различать высоту звуков, низкие и высокие ноты, соотнося их с животными. Например, низкие ноты - идет медведь, средние - бежит лисичка, высокие - поет птичка. Различают ритм марша, танцевальной музыки или колыбельной. Восприятие звуков позволяет соотносить их с движениями в танце, петь песню, согласно мелодии, делать гимнастические упражнения в правильном ритме, читать стих ритмично и с выражением.
Игры для сравнения звуков:
• "Тихо или громко".
• "Танцуй или маршируй".
• "Угадай, кто идет".
• "Узнай, чей голос?" и т. д.
Изучение цветовых эталонов
С раннего возраста сенсорные эталоны цветов и оттенков усваиваются в ходе зрительного восприятия предметов, а также практического их использования. Закрепляют знания на занятиях рисованием и лепкой, аппликации и ручном труде.
Используют следующие игры:
• "Найди пару".
• "Найди вторую рукавичку".
• "Найди для бабочки цветок".
• "Поставь цветок в вазу".
• "Собери бусы"и т. д.
Эталоны формы
Сенсорные эталоны дошкольника содержат понятие формы объектов. Данный аспект предметов воспринимается и зрительно, и тактильно.
Ребенок видит геометрическую форму объекта, понимает его строение благодаря ощупыванию, обследованию в руках, помогает быстрее сориентироваться речь взрослого, которая дает название каждой фигуре. Потом учатся узнавать выученную форму в окружающих предметах. Например, во время игры "Найди в комнате предметы. (например, прямоугольной формы)" ребенок осматривается вокруг и видит, что соответствует сенсорному эталону дверь, окно, потолок, поверхность стола, тетрадка и пенал, лист бумаги или ковер на полу.
Отлично способствуют закреплению данных эталонов следующие игры :
• "Составь картинку".
• "Пазлы".
• Лото "Найди предметы такой же формы".
• "Подбери ключ к двери".
• "Чем отличаются домики?" и т. д.
Как видите, сенсорные эталоны в дошкольном возрасте способствуют умственному развитию детей, развивают логическое мышление и формируют навыки будущей учебной деятельности в школе.
Сенсорное развитие должно начинаться с раннего возраста, и обязательно нужно уделять ему большое внимание.