Марина Мищенко
Семейные экологические проекты. Номинация «Вода в доме»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Простые опыты для детей – это прекрасный способ не только научить малыша чему-то новому, но и стимулировать стремление к знанию, науке, исследованию окружающего мира. Реализация проекта «Вода в доме» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и ребёнка в домашних условиях, на основе знаний, полученных в детском саду. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка.
Цель:
Публикация «Семейные экологические проекты, Номинация „Вода в доме“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
1. Формирование осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. 2. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадет в наши дома.
4. Закрепить знания о воде, её использования и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
1. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
2. Развивать умение формулировать проблему.
3. Активизировать словарь ребенка.
4. Воспитывать чувство взаимопомощи.
Формы, методы и приё мы:наблюдения,изобразительная деятельность,рассматривание иллюстраций,опыты, эксперименты.
Особенность проекта состоит в том, что родитель и ребёнок – не пассивные наблюдатели, а активные участники исследовательских мероприятий, организованных в собственном доме и за его пределами.
Предполагаемые результаты:
1. Воспитание бережного, рационального использования воды в домашних условиях.
2. Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
3. Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
4. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
5. Умение ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
6. Появление стимула для работы и познания с удовольствием.
Ход исследования:Люди не мыслят своей жизни без воды. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. Хозяева дачных земельных участков имеют возможность построить колодец и брать из него воду на все хозяйственные нужды. Совсем другая ситуация складывается в домах и многоквартирных домах. Для обеспечения жителей водой муниципальные органы выделяют существенный процент бюджетных денежных средств. Эти деньги идут на устройство водопроводных систем и их поточный ремонт. Незначительная поломка в системе может иметь катастрофические последствия. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница. К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда – неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонтированные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах.
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
I этап. Подготовительный. На подготовительном этапе осуществления проекта, мы изучили литературу о водных ресурсов нашей станицы. Выяснили откуда и как вода попадает в дом и сколько ее нужно для жизнедеятельности человека, при этом использовали материалы данных ООО «Ленводоканал», где ведётся учёт потребности и расхода холодного водоснабжения станицы, производится своевременный ремонт оборудования и установка новых точек водоснабжения. Водонапорная станция находится под охраной и осуществляется постоянное наблюдение специалистов. Инженер подарил нам карту водных ресурсов станицы Ленинградской, на которой отмечена и наша улица.
II этап. Практический. Ваня узнал, что начинается водопровод далеко за домом. Мощные насосы качают воду из скважины на станцию очистки. Там в водоотстойниках она очищается от мелких песчинок и частичек глины. Потом воду засасывают насосы и толкают в огромную трубу. По ней вода идет до самой высокой точки. Это водораспределительная станция. Там в воду добавляют небольшое количество обезвреживающего вещества-хлора или газа озона. Эти вещества уничтожают вредные бактерии и микроорганизмы. После очистки вода бежит по трубам к нам в дом. При открытии крана клапан приподнимается, а в освободившийся проход устремляется вода. Ванечке не было понятно, как вода по трубам сама может подняться на верхние этажи. Я объяснила, что для этого существуют специальные насосы. Они толкают воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены в дома, в каждую квартиру.
Исходя из имеющихся у нас материалов, мы с Ваней приступили к изучению мест в доме, где используется вода и исследовательской деятельности по очищению, фильтровки загрязненной воды. Обследуя дом и подвальное помещение, мы рассмотрели способы соединения труб. Соединение труб герметичное, чтобы ни одна капля воды, не пропала зря. Для ведения рационального расходования воды установлены счётчики учёта на холодное и горячее водоснабжение
В нашем доме присутствует 6 точек использования воды. Это мойка, стиральная машина, посудомоечная машина, ванная, туалет, раковина. Каждый день вся наша семья расходует воду из этих точек. Первая комната, в которую попадает вода – кухня. Здесь установлена мойка, стиральная машина, посудомоечная машина. Из кухни вода попадает в ванную комнату, где Ванечка моется, чистит зубки. Чтобы экономно использовать воду, Ваня моется под душем. При чистке зубов, полощет рот, набранной в стакан водой. Каждый день вся наша семья расходует воду из этих точек. Для приготовления пищи, питья мы наливаем в кастрюли и чайники холодную воду. Выяснили, что горячую воду, которую по трубам подают в наши квартиры, называют технической. Ее используют в технических целях: в батареях отопления, для стирки белья, мытья полов и посуды. Пить эту воду нельзя. В эту воду добавляют специальные химические вещества, вредные для здоровья человека. Ранней весной мы проводили замену металлических труб на пластиковые. Обрезка труб позволила нам пронаблюдать ужасную картину – труба полностью забита накипью. Ещё тогда ребёнок поинтересовался, почему так происходит? Сохранились обрезанные трубы, и мы рассмотрели и сфотографировали их. С целью улучшения качества воды были заменены железные трубы на пластиковые и поставлен очистительный фильтр. Когда же проверили его состояние, то тут же поменяли старый фильтр на новый.
Что бы проверить чистая ли вода у нас в доме, мы с Ваней налили в прозрачные стаканы воду из крана и из фильтра и оставили её на ночь. Утром он очень удивился, что на дне стакана с водой из крана был какой-то осадок. Вода же в стакане с фильтрованной водой осталась прозрачной. Коля самостоятельно сделал вывод, что из крана идёт вода плохого качества. Чтобы не подвергать риску свое здоровье у нас дома стоит фильтр для очистки воды. Эффективность очистки воды данным фильтром, представлена в таблице. Только фильтрованную воду мы используем для приготовления пищи и питья. Я объяснила сыну, что люди, у которых нет фильтра, для питья и приготовления пищи используют кипяченую воду, так как во время кипячения в воде погибает большое количество вредных бактерий, вирусов, примесей, но погибают и полезные вещества.
Мы так же провели с Ваней опыт по очистке загрязнённой воды, в которой был песок, мусор, мелкие камешки. Процесс очищения занял 2 дня: сначала Ваня воду очистил от крупного мусора с помощью сита с мелкой решеткой, затем воду целые сутки отстаивали и только потом произвели фильтрование воды через слой ваты. Ваня был в восторге от результата – вода в стакане стала чистой и прозрачной.
После наблюдений и творчества мы решили выяснить, сколько воды расходуется на различные нужды. Мы в течение недели, используя приборы учёта водоснабжения, вели наблюдение за расходом воды в доме. На базе этих наблюдений мы составили таблицу примерного расходования воды на всю семью.
Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду умерено. Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела, еду и питье. Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме и на другие нужды. Во время проведения эксперимента шли кратковременные дожди, и Ваня предложил подставить под стоки ёмкость для сбора воды и потом использовать эту воду для хозяйственных нужд. Мы собрали 3 ведра дождевой воды и полили ею цветы, а Ваня вместе с папой этой водой помыли машину. Таким образом, мы определили:
Способы экономного расходования воды в квартире
1. Своевременно ремонтировать, разумно регулировать подачу воды и плотно закрывать водопроводный кран.
2. Не использовать питьевую воду для технических дел, а собирать дождевую воду для полива цветов, грядок и мытья машины.
3. Использовать унитаз со специальным уровнем заполнения.
4. Мыть посуду в посудомоечной машине с режимом экономии.
5. В душе чаще отключать кран, пока намыливаемся.
А закончили мы наш эксперимент пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!». Я предложила Ване нарисовать рисунки на тему «Давайте беречь воду!».
Вывод
1. Вода – не только самая распространенная, но и самая важная в природе жидкость. Достаточно сказать, что в воде зародилась жизнь. Без нее не возможно существование животных и растений. Жизнь есть только там, где есть вода. Без чистой пресной воды не может существовать и развиваться человечество, промышленность и сельское хозяйство.
2. В ходе исследования Ваня узнал, что водопроводные очистные станции – это довольно сложные предприятия с множеством различных цехов, сооружений, механизмов, оборудования и коммуникаций. Вода проходит длинный путь, прежде чем попасть в кран.
3. Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, мы выяснили, что наша семья расходует воду умерено - т. е. на бытовые и необходимые нам нужды. Больше всего воды мы расходуем на гигиену собственного тела, еду и питье. Среднее количество уходит на поддержание чистоты в нашем доме и на другие нужды.
Проведя исследовательскую работу, мы с Ваней выучили несколько правил пользования водой.
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струей.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять
Заключение.
Подведя итоги нашей исследовательской деятельности, мы пришли к выводу, что полученные знания и представления о свойствах воды и ее значение для человека, Ваня усвоил.
Во время наблюдения, проведения расчетов и замеров расхода воды в доме, выяснили, что наша семья расходует воду умерено - т. е. на бытовые и необходимые нам нужды.
Теперь Ваня на практике применяет полученные знания, передает их своим сверстникам. Бережно относиться к использованию воды в доме.