Лучший педагог года

«Ромашки» спешат на помощь». Конспект занятия по развитию речи в средней группе

Елена Ерилкина
«Ромашки» спешат на помощь». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

О. О. «Познание», «Коммуникация»

Задачи:

1. Познакомить детей с убранством русской избы, формировать связную речь, учить строить законченные предложения, активизировать в речи глаголы, прилагательные, с лова с уменьшительно-ласкательным значением, сравнительные обороты, познакомить с новой пословицей, фразеологическим оборотом.

2. Развивать выразительность речи, мышление, воображение.

Публикация «„Ромашки“ спешат на помощь“, Конспект занятия по развитию речи в средней группе» размещена в разделах

3. Воспитывать интерес к прошлому, любовь к сказке, доброжелательное отношение к окружающим,желание прийти на помощь,продолжить работу в «школе вежливости».

ХОД НОД. Дети заходят в сказочно оформленную группу, их встречает бабушка Рассказушка:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро, ребята! А как ещё можно поздороваться?

Д. Здравствуйте,привет…

Б. Р. Смотрю я на вас и пытаюсь догадаться, какое же у вас настроение?

Д. Весёлое, радостное…

Б. Р. А будет ещё лучше, ведь сегодня мы отправимся в сказку. Возьмёмся за руки, закроем глаза. Чувствуете,как становится теплее? Это каждый из вас отдаёт частичку своего тепла другу,а взамен получает от него вдвое больше.

Повторяйте вместе со мной:

Раз, два, три, четыре, пять,

В сказку мы идём гулять!

Дети открывают глаза и подходят к избе.

Б. Р. Посмотрите, ребята, что это?

Д. Изба, избушка.

Б. Р. Может, войдём? Давайте постучим (Стучат) Хозяева! Так дома же никого нет, смотрите, замок висит! Как нам быть?

Д. Нужно искать хозяев, подождать, покричать и т. д.

Б. Р. Скажу вам По-секрету, здесь живут мои сказочные старые знакомые. Как вы думаете, сколько им лет?

Д. Сто.

Б. Р. А почему вы так решили?

Д. Потому что они старые.

Б. Р. А что вы скажите, если я меня и вас тоже назову старыми знакомыми? Я с вами знакома уже три года, а это немало. Так называют людей, которые давно знают друг друга. Подумайте, у вас есть старые знакомые (Примеры детей).

Молодцы, а теперь подумайте, как наши пальчики могут помочь открыть замок?

Д. Нужно сделать гимнастику!

На двери висит замок (переплетают пальцы,

Кто его открыть бы мог (Пожимают плечами)

Потянули, покрутили (пытаются открыть, затем вращают замок)

Постучали и открыли. (Стучат основаниями ладоней и расплетают пальцы).

Гости входят в избу. На столе стоит самовар, чашки с блюдцами на блюде –яблоки и бублики. В комнате пахнет сдобой. На стене висит картина, на которой изображены старик со старухой. Около стены коромысло, вёдра, прялка и печка, на печи –сито и скалка.

Б. Р. Присаживайтесь, ребятки. Отгадайте-ка мои загадочки, да расскажите, для чего нужны спрятанные в загадках предметы:

1. Тихо колесо верчу,

Ниток я напрясть хочу. (Прялка)

2. Новая посуда, а вся в дырках. (Сито)

3. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

4. Тесто быстро раскатала и нисколько не устала. (Скалка)

5. Стоит изба из кирпича,то холодна, то горяча. (Печка)

6. Три братца пошли на речку купаться,

Два купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Коромысло и вёдра)

-Ребята, а как ещё можно использовать коромысло?

Д. Можно подпереть дверь, если замок сломался,положить на вёдра и посидеть, как на лавочке, сбить яблоко с дерева и т. д.

Б. Р. А как вы думаете, кто в этой избушке живёт?

Д. Наверное, дед и баба. Они на картинке нарисованы.

Б. Р. Правильно. А в каких сказках эти персонажи встречаются?

Д. «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок».

Б. Р. А название нашей сказки подскажет загадка:

Сдобный, пышный,круглощёкий,

У него румяный бок,

Убегает по дорожке

И зовётся …. (колобок).

-Верно, сегодня мы попали в сказку «Колобок».А как бы вы назвали колобка-девочку? Красивая ….(колобиха, колобушка ….,а маленькие (колобчата, колобята, колобульки).

Вдруг раздаётся плач из-под лавки. Бабушка достаёт Колобка.

Б. Р. Ребята, как вы думаете, почему Колобок плачет?

Д. Боится один оставаться, боится лису и т. д. (В беседе выясняют, что Колобок прочитал сказку и ждёт лису.)

Б. Р. Так давайте поможем Колобку! Как это сделать?

Д. Накормить лису пирожками, отправить её на Луну, уговорить не есть Колобка ….

Б. Р. Но сначала её надо найти, Колобка берём с собой. Итак, отправляемся в путь. Смотрите, кто это бежит?

Д. Зайка. Здравствуй, зайчик!

Бабушка Рассказушка озвучивает зайца, выделяя слова, которые нужно заменить синонимами.

З. Здравствуйте (опускает голову).

Д. Как у тебя дела?

З. Да неважно (плохо).Зайчата невесёлые (грустные).Да и я сижу, от страха дрожу (боюсь).Зайчиха в гости уехала, а меня злой (сердитый) волк за морковкой не пускает.

Б. Р. Надо помочь. Но как?

Д. Надо найти еду зайчатам.

Физминутка Дети становятся в хоровод. В центре лежат морковки по числу детей.

Вот пошли мы в чисто поле, чтоб погрызть морковки вдоволь.

(Дети идут по кругу)

Все морковки в руки взяли, покружились, поскакали.

Приседаем ниже, ниже, подошли ко мне поближе,

(Дети идут в центр круга)

А теперь назад вернулись и друг другу улыбнулись.

Дети приносят морковку зайцам, желают приятного аппетита и отправляются дальше. А навстречу им Волк (игрушку озвучивает Б. Р.).

В. Ага, вот вы и попались, отдавайте-ка своего дружочка-колобочка!

Б. Р. Зравствуй, Волчок- серый бочок, ты с нами сначала в игру поиграй. Назовёшь сравнений больше, чем ребята-Колобок твой.

Начинаем! Колобок какой?

Круглый как (мяч, пуговица ….)

Горячий как (кипяток, солнце ….)

Жёлтый как (цыплёнок,лимон ….)

Гладкий как (стол, мяч ….)

Мягкий как (подушка, игрушка ….)

Ароматный как (хлеб, пирожок ….)

Весёлый как (я, котёнок ….)

Вкусный как (конфета, плов ….)

Волк называет неверные сравнения и остаётся без Колобка. Дети дают ему сахарную косточку,желают приятного аппетита и уходят.

Физминутка.

Жили-были дед и баба

На полянке у реки (дети идут по кругу, взявшись за руки)

И любили очень-очень на сметанке колобки (поглаживают животики).

Бабка тесто замесила (месят кулачками,

Колобок она слепила (показывают шар,

В печь его поставила (наклон вперёд,

Жариться оставила (выпрямились, руки на пояс)

А из печки –на окошко (повороты влево, вправо,

Чтоб остынуть там немножко (машут кистями, дуют).

Колобок лежал-лежал (руки полочкой под подбородком, качают головой,

Потом прыг и убежал (прыжок и бег на месте).

Б. Р. А вот и медведюшка-батюшка (большая игрушка! Здравствуй!

М. Здорово, коль не шутите!

Б. Р. Мы лису ищем, не поможешь?

М. Отчего не помочь хорошим людям, только и вы мне тоже помогите! Нашёл я недавно на чердаке свою старую фотографию, да не могу вспомнить, где был, что делал, о чём думал.

Дети надевают шапочку медведя, по- очереди садятся на пенёк и рассказывают, о чём думал медведь (игра-эмпатия).

Б. Р. Ребята, а чем похожи Медведь и Колобок (Кладёт Колобок Медведю на руки).

Д. У них есть глаза,нос,рот,круглая голова, они добрые любят малину и т. д.

М. Ну спасибо, ребята,а Патрикеевна в деревню побежала.

Дети возвращаются к избе, заглядывают,а там за столом сидит лиса (игрушка,смотрится в зеркало.

Б. Р. Ой,смотрите-ка,кто это?А назовите ласково (лисичка,лисонька,а по имени-отчеству (Лиса Патрикеевна).

Здравствуй, Лисонька!

Л. Ну, наконец-то,вы моего Колобка принесли!

Б. Р. Мы тебе,Патрикеевна, сюрприз приготовили- сундучок с секретом!

Л. Открывайте скорее!

Б. Р. Так он же с секретом, просто так не откроешь. Ласковое слово и кошке приятно, не слышала такого?

Л. Это какой такой кошке? У нас в лесу никаких кошек нет.

Б. Р. Ребята,а как можно объяснить выражение «ласковое слово и кошке приятно»?

Д. Все любят,когда им говорят добрые слова.

Б. Р. Так вот и наш сундучок открывается только от добрых слов.

Лиса при помощи детей открывает сундук, а там письмо.

Б. Р. Куда: в лес

Кому: Куме Патрикеевне.

От кого: от Волка.

Л. Читайте,читайте скорее!

Б. Р. А письмо всё мокрое,надо сушить. Ребята,а как это можно сделать?

Д. Феном,на солнышко можно повесить, утюгом, подуть.

Б. Р. А какие способы опасные (фен. утюг,а почему?

Д. Может случиться пожар. Так сушить можно только со взрослыми.

Б. Р. Хорошо,а как мы с вами сейчас посушить можем?

Д. Подуть.

Б. Р. А теперь читаем. Да тут дождик строчки размыл. Помогайте мне.

Лисонька-лиса,зелёные …. (глаза).

Все дела бросай, в гости …. (приезжай).-

Кум твой, куманёк уж испёк …. (пирог).

Л. Побежала я собираться. Оставляю вам Колобка, присматривайте за ним.

Б. Р. Пора и нам,ребята возвращаться, возьмё мся за руки и скажем:

Вот и сказочке конец,

А кто был в ней – молодец!

А теперь ответьте-ка на мои вопросы:

- В какой сказке мы сегодня побывали?

- Кого мы там встретили?

- Можно их назвать нашими старыми знакомыми?

-А какое слово и кошке приятно? Когда так говорят?

-Теперь я предлагаю вам взять наших героев и пойти показать сказку ребятам младшей группы.

Используемая литература:

1. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет». М. : ТЦ Сфера, 2009

2. «1000 загадок, скороговорок, считалок для самых умных малышей»/ сост. Н. Паникоровская, -М. : Астрель;СПб. :Сова; Владимир: ВКТ,2010

3. Нищева Н. В. «Разноцветные сказки». Санкт-Петербург: Детство- Пресс,1999

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Презентация «Соберем урожай». Многофункциональная дидактическая игра Цель: Закрепить знания об овощах и фруктах. Учить находить сходства и различия по вкусу, запаху, внешнему виду, учить правильно употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ромашки» спешат на помощь». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Опубликовано: 28 мая 2014 в 15:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Ромашки» спешат на помощь». Конспект занятия по развитию речи в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ерилкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД