Дарья Подолянко
Роль воспитателя в работе с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями в здоровье
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте дорогие коллеги. Хочу обратить ваше внимание о роли воспитателя в работе с семьёй с ограниченными возможностями в здоровье.
Семья для любого ребенка – это самое близкое, самое первое окружение. Рождение в семье ребенка с ограниченными возможностями в здоровья проявляется, как сильнейший психологический стресс. Одной из важных задач для нас педагогов установить доверительный контакта между ДОУ и родителями, помочь восстановить самооценку и воспринимать детей не как инвалидов, а как личность, которой все подвластно.
Публикация «Роль воспитателя в работе с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями в здоровье» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Мы поставили перед собой цель –решить эту проблему в детском саду. Начали с того, что разработали план, куда включили родителей в коррекционно – развивающий процесс. Пригласили родителей на встречу «Язык фотографий», где рассказали о нашей работе, доброжелательной обстановке, представили созданные комфортные условия, но родители при первых встречах испытывали страх, недоверие, неуверенность за своего ребенка, (это испытывал наверно каждый кто сталкивался с адаптацией) они старались скрыть его, сузить его круг внешних контактов. Прошло некоторое время, мы увидели результат.
Рука об руку мы в своей семье поднимались по первым ступеням развития, как можно полно используя возможность каждой семьи. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы выбирали, как традиционные, так и осваивали новые формы работы.
Нашим родителям нравится одна из форм «Семейный час», который мы практикуем вечерами. Заметив, что родители, забравшие детей из детского сада, не торопятся покидать его территорию –гуляют с ними по участкам, играют на верандах, мы пригласили их на спортивный досуг «Доктор Айболит и его советы» родители вместе с детьми играли в подвижные игры и в игры, которые лечат, радовались за результаты своих детей. Даже придумывали свои эстафеты.
С желанием родители приходят в педагогическую мастерскую «Компетентный родитель». На таких встречах предоставляют свой опыт воспитания детей, позволяют обсуждать трудности в жизненно важном процессе воспитания в семье, а также радуются успехам. Вот у мамы Миши Н. большая библиотека она знакомит своего ребёнка с окружающим миром через художественную литературу.
А на встречах в творческой мастерской с помощью родителей изготавливаем нестандартное оборудование, которое вносит разнообразие в деятельность и эффект новизны; позволяет шире использовать знакомые упражнения и варьировать задания. Такое оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Такое незамысловатое оборудование мы используем во всех видах физкультурно-оздоровительной работы : на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, корригирующих гимнастиках, в игровой деятельности.
На протяжении нескольких лет нашим родителям и их детям нравится форма «Семейный театр». Не каждая семья имеет возможность организовать свой досуг, а семья с ребенком ОВЗ имеет в этом направлении свои трудности.
Родители наших воспитанников, живущие ожиданиями сказок, путешествия мир музыки становятся главными героями представлений, а их дети чувствуют, что их любят, понимают и всегда готовы прийти на помощь.
Театрализованная деятельность с родителями эта форма работы которую можно также реализовать и в обычных группах.
Одной из интересных идей была идея создать тематический календарь - это особая форма планирования, позволяющая ориентироваться во времени, выстроить взаимоотношения с миром и развивать отношения между взрослыми и воспитанниками.
На основе нашего календаря мы предложили родителям выстроить свой семейный календарь, куда они включили свои семейные праздники.
Этот опыт могут использовать все педагоги совместно с родителями, не смотря на состояние и здоровье ребёнка.
Создав календарь мы помогли родителям научиться планировать свою деятельность, находить в суете каждого дня время для взаимодействия и общения с ребенком. Календарь позволил выстроить работу с родителями совместных дел, направленных на проявление внимания, чуткости, щедрости к окружающим. На каждый тематический праздник наши воспитанники приглашаются с родителями. Через детей мотивируем деятельность родителей. (Н-р «Праздник с ароматом яблок» где родители с детьми изготовили поделки из яблок)
Важным результатом работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является то, что наши родители готовы создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.
Таким образом, мы в нашем детском саду пытаемся выйти за рамки оценочных суждений в адрес родителей, перестать упрекать их за незнание педагогических «истин», а просто принять их такими, какие есть; непосредственными, порою спонтанными в оценках и действиях; фантазерами и одновременно прагматиками, уставшими от многочисленных забот. Мы не останавливаемся на достигнутом. Работа в режиме поисков новых инновационных методик и технологий помогает нам совершенствоваться и профессионально реализовываться, искать новые формы работы.