Юлия Кудрявцева
Роль человека в жизни зимующих птиц для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представления о роли людей в заботе о зимующих птицах.
Задачи:
Формировать у воспитанников представления о зимующих птицах, которые обитают в нашем городе. Обратить внимание детей на роль движения в жизни зимующих птиц и людей. Вовлекать детей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность при изготовлении кормовой смеси и «бутербродов» для птиц; при классификации зимующих и перелетных птиц; при угадывании и соотношении звуков пения зимующих птиц с их видовым разнообразием. Формировать у детей практическое освоение счета в пределах четырех, воспроизведения количества по образцу и обозначения его числом.
Публикация «Роль человека в жизни зимующих птиц для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в ситуативно-деловом общении со взрослыми и сверстниками. Развивать способность использовать элементы объяснительной речи при ответах на вопросы. Развивать мышление, воображение, двигательный аппарат, творческие способности. Развивать интерес воспитанников к труду человека по уходу за птицами и эмоциональную отзывчивость в оказании посильной помощи.
Поддерживать любознательность детей по отношению к образу жизни птиц в зимнее время года. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам и понимание того, что их красота и пение оказывают благоприятное воздействие на человека.
Предварительная работа: наблюдения за птицами в природе, беседы, чтение литературных произведений: «Птичка» В. Жуковского, «Уточки», «Дятел» К. Ушинского и др., заучивание загадок, просмотр видеоролика «Птицы улетели», рисование и лепка перелетных птиц, изготовление кормушек совместно с родителями, оформление фотовыставки «Птицы нашего края».
Материалы и оборудование: модели изготовления кормовой смеси; зерновые культуры гречки, пшена, риса, семена подсолнуха, хлеб, тесто; мерные ложки, столовые ложки, пластиковые чашечки; карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, 2 магнитных доски, аудиозапись голосов птиц.
Виды детской деятельности, интегрируемые в ходе непосредственно-образовательной деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, музыкально – художественная, двигательная, чтение, продуктивная.
Интегрируемые образовательные области: познание, коммуникация, социализация, музыка, чтение художественной литературы, здоровье.
Педагогическое мероприятие будет способствовать формированию следующих интегративных качеств:
физически развитый – формирование потребности в двигательной активности;
любознательный, активный – стремится установить связи и зависимости в природе; ребенок владеет основными способами познания; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально - отзывчивый – использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания к птицам;
овладевший средствами общения – ребенок может договариваться со сверстником в совместной деятельности; стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми;
способный управлять своим поведением – ребенок с помощью взрослого может наметить действия, направленные на достижение конкретной цели, проявляет самостоятельность;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту – может применять усвоенные знания и доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах, проявляет интерес к разным видам деятельности и активно участвует в них;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умеет работать по образцу, слушать взрослого, отвечать и выполнять его задания;
овладевший необходимыми умениями и навыками - у ребенка сформированы умения и навыки: речевые, познавательные, отобразительные, двигательные.
Ход мероприятия:
Создание мотивации к непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель включает аудио запись с пением птиц, дожидается, пока дети обратят внимание на доносящиеся звуки. Если дети не замечают, педагог начинает действовать.
Воспитатель: ребята, что это? Вы слышите?
Дети: птички поют.
Воспитатель: как вы думаете, о чём нам сегодня рассказывают птички в своих песнях?
Дети предлагают свои варианты ответа.
Воспитатель: ребята, а мне слышится, что птички рассказывают нам о том, как они боятся приближения зимы. Как вы думаете, какие птички нам это все рассказали? (Как называются птички, которые остались на зиму)
Дети: те, которые остаются с нами зимовать, т. е. зимующие птицы. Воспитатель: ребята, у меня как раз есть картинки с изображением разных птиц, помогите мне, пожалуйста, найти тех птиц, которые остались у нас зимовать. Давайте расположим все картинки с изображением зимующих птиц на мольберте.
Игра «Перелётные и зимующие птицы»
(воробей, синица, голубь, сорока, снегирь, ворона).
В ходе игры воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей.
Воспитатель: как много, оказывается, у нас зимующих птиц! Ребята, сейчас мы узнаем, правильно ли вы определили птиц, которые остаются у нас зимовать. Я буду включать песню птицы, а вы постарайтесь отгадать, как называется зимующая птица, которая поет эту песню, а затем покажите её на картинке. Готовы? Какой птице принадлежит эта песенка? (дети отгадывают по звуку голос птицы, называют и показывают её на картинке; работа проводится по всем изображениям).
Воспитатель: молодцы, вы правильно определили зимующих птиц нашего города. Ребята, а как вы думаете, картинки с изображением каких птиц остались лежать на столе?
Дети: на столе остались лежать картинки с изображением перелетных птиц.
Воспитатель: правильно, молодцы.
Воспитатель: ребята, зимующие птицы нам рассказали, что боятся замерзнуть. Давайте подумаем, как могут птички спастись от холода зимой?
Дети: предлагают свои ответы. К концу беседы воспитателю необходимо подвести детей к тому, что птицам так же как и людям, необходимо много двигаться в холодное время года.
Воспитатель: конечно, ребята, спастись от холода нам помогает движение и птицам тоже помогает движение. Давайте с вами пофантазируем, как могут птицы согреваться в холодное время года. Итак, «Раз, два, три, кружись, дети в птичек превратись».
Музыкально-ритмическая игра «Птички греются». После игры воспитатель произносит слова «Раз, два, три, кружись, птички в деток превратись»
Воспитатель: молодцы, ребята, теперь мы знаем, что для того, чтобы птицам не замерзнуть, им необходимо много двигаться в холодное время года, так же как и людям.
Воспитатель: дети, птицы нам ещё рассказали о том, что им будет нечего кушать зимой, как вы думаете, почему?
Дети: птицам зимой нечего будет есть, потому что все насекомые, которыми питались птицы, находятся в земле и скрыты под снегом, поэтому птицы могут погибнуть.
Воспитатель: ребята, а мы с вами можем чем-то помочь нашим маленьким соседям?
Дети: мы можем изготовить специальные кормушки для птиц и подкармливать их.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, чем необходимо подкармливать птиц зимой?
Дети: птиц подкармливают зерном, семечками, хлебом, салом.
Воспитатель: молодцы, ребята, вы предложили замечательные идеи. Сейчас я вам предлагаю подготовить кормовую смесь для птиц и угощения, которые мы потом во время прогулки разместим на деревьях в нашем районе. Ну что, как вам такая идея?
Воспитатель:для того, чтобы нам быстрее справиться с заданиями мы распределимся на подгруппы. Кто из вас будет готовить кормовую смесь? А кто угощения? (воспитатель помогает детям распределиться на подгруппы, можно по принципу мальчики-девочки).
После того, как дети распределились на подгруппы, воспитатель объясняет задания, одновременно для двух подгрупп.
Воспитатель: ребята, для изготовления кормовой смеси, вам необходимо внимательно посмотреть на карточки, посчитать, сколько ложек каждой из крупы вы будете насыпать.
Ну, а вам, мои дорогие друзья, при помощи столовых ложек надо намазать кусочки хлеба жидким тестом, а затем обсыпать любой крупой.
Дети приступают к самостоятельной деятельности, воспитатель косвенно руководит их действиями. После завершения работ, дети из каждой подгруппы должны рассказать друг другу о том, как у них получился результат. Воспитатель помогает вопросами: Что вы сделали сначала, что потом, какие крупы использовали для приготовления смеси? Какой крупой обсыпали? и т. п. После того, как дети все прокомментировали, свои работы воспитатель предлагает детям разместить их продукты на подносах (оформляется выставка).
Воспитатель: молодцы, вы все хорошо потрудились. Сегодня после сна мы с вами пойдем и развешаем кусочки вкусного хлеба на деревьях, а кормовую смесь высыпем в кормушки.
Воспитатель: ребята, предстоит долгая зима. Мы будем и дальше помогать птицам? Я знала, что вы у нас самые добрые и заботливые дети. Ребята, а вы знаете, что о птицах можно заботиться не только изготовлением кормушек, корма? Вот, например, известные писатели призывают заботиться о птицах в своих стихотворениях и сейчас Алена прочитает стихотворение А. Яшина, которое так и называется «Покормите птиц зимой», хотите послушать? (предложить детям удобно расположиться в группе на стульях).
Стихотворение
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
После прочтения стихотворения необходимо воспитателю начать аплодировать выступающей девочки, чтобы дети тоже подключились.
Воспитатель: ребята, вам понравилось стихотворение? Хоте его тоже выучить? Замечательно, сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, а стихотворение «Покормите птиц зимой» мы разучим в следующий раз.