Анна Сидорова
Консультация «Развиваем творческие способности»
▼ Скачать + Заказать документы
В первую очередь малышу необходимо внимание взрослых и общение с ними. Именно взрослые направляют его на путь творческого самовыражения или, наоборот, закрывают для него этот путь на всю жизнь.
Ищите материалы для своего творчества в том, что вас окружает, всматривайтесь в причудливые очертания облаков, в пятна плесени на стене соседнего дома.
Стимулировать воображение ребенка можно сотнями способов : угадайте вместе с ним образ в замысловатой коряге, стройте песочные замки, вырезайте бумажные фигуры… Лучше всего, если эти способы вы будите изобретать сами!
Публикация «Консультация „Развиваем творческие способности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Творческие опыты ребенка могут казаться взрослым бессмысленными и даже вредными («Лучше бы делом занялся!», что подчас провоцирует запреты или пожелания-указания «Делай то» и «Создавай это». А это зачастую отбивает у ребенка желание творить и создавать что-то непредсказуемое. Однако в творчестве, в отличие от созидания, важен не результат, а процесс. Поэтому не оценивайте творческую деятельность малыша «взрослыми» критериями и поддерживайте его стремление к самовыражению. Это позволит ребенку не только успешно пройти все этапы взросления, но и отыскать собственный путь во взрослой жизни и иметь смелость следовать ему, а значит, быть успешным.
Предложенные игры не требуют ни сложных стимульных материалов, ни знаний методик. Их можно проводить в любое время и в любой обстановке.
«Истории из мешка». Перед началом игры заготавливается большой мешок с множеством различных разных вещей. Во время игры каждый ребенок засовывает руку в мешок, достает оттуда первый попавшийся предмет. Затем дети произвольно объединяются в пары, придумывают историю, в которой задействованы оба предмета, и рассказывают ее детям.
«Что на что похоже». Три – четыре ребенка выходят за дверь, остальные договариваются, какой предмет будут сравнивать. Отгадывающие заходят в группу, и ведущий начинает: «То, что я загадал, похоже на…» - и дает слово тому, кто первым нашел сравнение и поднял руку. Например, бант может ассоциировать с цветком, бабочкой, винтом вертолета, цифрой 8, которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых угадывающих и предлагает другой предмет для ассоциации.
«Сочиняем историю». Ведущий начинает историю: «Жили – были…», следующий продолжает ее, и так далее по кругу. Когда очередь доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает его более осмысленным, и упражнение продолжается.
«Что произойдет, если. ?». Вниманию ребенка предлагаются следующие вопросы: «Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?», «Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?», «Что произойдет, если оживут все сказочные герои?», «Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?». Задача ребенка – дать как можно полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
«Волшебные кляксы». Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливают немного чернил или туши, а сам лист складывают пополам. Затем его разворачивают, и можно играть. Участники по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
«Красная шапочка на вертолете». Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающий сюжет сказки о Красной Шапочке (девочка, лес, цветы, волк, бабушка, и шестое слово, «постороннее», например вертолет. Дети должны среагировать на неожиданный элемент и использовать такое слово в известном сюжете, заставив привычные слова реагировать на новый контекст.
«Фантазеры». Детям предлагается пофантазировать и придумать новое применение известным предметам: пустой консервной банке, дырявому носку, лопнувшему воздушному шарику, перегоревшей лампочке, пустому стержню от ручки и т. д.
«Три предмета». Детям дают три нечем не связанных между собой предмета, например, кофеварку, пустую бутылку и монету, и предлагают найти им применение – придумать и разыграть какой-нибудь эпизод. Это почти то же, что рассказать историю на основе трех слов; впрочем, нет, лучше: ведь реальные вещи гораздо более прочное подспорье воображению, нежели слова, их можно осмотреть и подержать в руках, их можно потрогать. Так, рассказ может родиться благодаря случайному жесту, звуку… Коллективный характер игры лишь содействует ее живописи: вступают в соприкосновение и творчески сталкиваются разные натуры, опыт, темперамент.
«Узнай предметы и нарисуй их!». Детям предлагается картинка с трудно вычленяемым изображением предметов; например, изображения наложены друг на друга. (Такую картинку легко получить, переводя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений пяти-шести предметов.) Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант - геометрические фигуры. Дети должны узнать и назвать предметы (фигуры). В качестве подсказки можно обводить контур предмета. На индивидуальных занятиях в случае затруднения можно обвести вместе с ребенком контур цветным карандашом. После того, как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.
«Дорисуй картинку».Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать его, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки. Незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема, частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый объект. Предметные изображения можно объединить в смысловые группы (например, овощи, одежда, цветы и т. д.)
«Кто больше придумает и нарисует?».Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игры может проводиться как командная; при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задают наводящие вопросы.
«Геометрические фигуры в предметах».Детям показываем картинку с изображением геометрической фигуры, и предлагают отыскать в комнате предметы, напоминающие эту фигуру, а потом нарисовать их.
«Волшебные превращения. Вниманию ребенка предлагается картинка с изображением абстрактного элемента и два предметных изображения, напоминающих эту фигуру, а затем просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно предложить детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим найти в них скрытый элемент.