Лидия Короткова
Консультация для родителей «Развиваем пальчики — тренируем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваем пальчики - тренируем речь»
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем пальчики — тренируем речь“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Рекомендации для проведения упражнений:
1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);
2) пальцы лучше нагружать равномерно;
3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована не только на занятиях по развитию речи, но и на других занятиях, входить в режимные моменты, индивидуальную работу и другие виды деятельности.
Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики.
Сжимание – разжимание кулачков.
Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Напряжение – расслабление пальцев.
Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими.
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко – накрепко сожмем.
Потягивание.
Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперед, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну, а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.
Сгибание – разгибание всех пальцев вместе и по очереди
Дети сгибают руки в локтях, держат кисти рук перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди, начиная с большого пальца правой руки.
Мы рисуем бегемота.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.
Упражнение для кончиков пальцев.
Дети постукивают по парте подушечками пальцев одновременно.
Пальцы в гости приходили,
Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, там страшный зверь.
Вращение пальцами.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну, а потом в другую сторону.
Палец указательный
Умный и внимательный.
Занят делом постоянно.
Он – помощник капитана.
Покачивание пальцами.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают мизинец вверх и качают им во всех направлениях.
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!
Выгибание прямых пальцев.
Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит вверх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью.
Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот.
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Разные движения пальцами.
Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя две пары ножниц. Затем начинают “резать” ими воображаемую бумагу.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный.
Растягивание.
Дети сцепляют большие пальцы и тянут в разные стороны.
Тренируются весь день
И бороться им не лень.
Вот какие молодцы,
Настоящие борцы!
Вращение пальцев с упором.
Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают безымянный палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и в другую сторону.
Если пальчик пожалеть,
Пальчик может ослабеть.
Мы болезней ждать не будем,
Безымянным пальцем крутим.
Упражнения для запястья.
Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.
Мы ладони сложим вместе,
Словно их слепили тестом.
Начинаем опускать.
Только, чур, не разжимать!
Касание подушечками пальцев соответствующей ладони.
Дети растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать средние, касаясь подушечками соответствующей ладони.
Средний палец – старший брат,
Он помочь братишкам рад.
Засучивши рукава,
Начал он колоть дрова.
Массаж пальцев.
Дети растирают безымянный палец левой руки указательным и средним пальцами правой.
Долго – долго суп варился,
Котелок наш закоптился.
Будем мы его тереть,
Чтобы начал он блестеть.
Упражнение для ладоней.
Дети хлопают тыльными сторонами ладоней.
Руки вытянем вперед,
А потом свои ладошки
Развернем наоборот
И похлопаем немножко
Потягивание пальцев одной руки другой рукой.
Дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой.
Самый маленький из пальцев
Хочет вырасти чуть – чуть.
Надо, братцы, постараться
И мизинчик потянуть.
Вращение пальцев одной руки с помощью другой руки.
Дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны.
За столом сидит Антошка
И в стакане крутит ложкой.
А зачем же, отвечай?
Просто он мешает чай.
Упражнение для подушечек пальцев.
Дети ставят на парту подушечки обоих средних пальцев и нажимают ими на парту, перенося на них часть своего веса.
Пальцы в парту упираем,
Потихоньку нажимаем.
Если же сильней нажмем,
Дырку в парте мы проткнем.
Растягивание пальцев.
Упражнение удобнее выполнять стоя. Дети ставят подушечку среднего пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец.
Средний палец – самый длинный
Разогнул свою он спину,
В полный вытянулся рост –
Будет через речку мост.
Сжимание края парты пальцами.
Дети ставят подушечки больших пальцев сверху на парту, а подушечки других пальцев – снизу и зажимают край парты кончиками пальцев как можно сильнее.
Мы на парту пальчик ставим.
Снизу – четверо друзей.
А теперь сильнее давим –
Будут пальчики сильней
Составление из пальцев различных фигур.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются : средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.
Дом стоит с трубой и крышей
На балкон гулять я вышел.
Гимнастика с учебными предметами.
Дети кладут ручку на средний палец правой руки, большим пальцем прижимают ручку, указательным начинают покачивать ее.
Мы ручку правильно берем,
Кладем на средний палец,
Теперь большим его прижмем,
А указательным ведем,
Чтобы она качалась.
Пальчиковое чтение и пальчиковая азбука.
Пальчиковая гимнастика может быть частью занятий по обучению грамоте в старших группах. После знакомства с первыми согласными звуками детей можно обучать чтению по подставляемым ориентирам. В слоге слиянии “согласный – гласный” таким ориентиром является гласный звук. Для этого пригоден метод “пальчикового” чтения с использованием символов гласных звуков:
а – большой круг, указательный пальчик;
у – маленький кружок, средний пальчик;
о – овал, безымянный пальчик;
и – полоска, мизинец.
Большой палец – согласный звук.
Согласный звук подставляется по мере изучения, место гласного не меняется.
Сначала на пальчики детям надеваются колпачки с символами звуков, затем они работают по памяти, меняя согласный звук.
Метод “пальчикового” чтения помогает активизировать детей, вызывать у них интерес к чтению, поскольку предлагается в игровой, занимательной форме.
Обучение на основе усвоения детьми позиционного принципа чтения слогов типа согласный – гласный, доведенное до автоматизма “пальчиковым” чтением, позволяет быстро и без проблем считывать слоги.
Еще одним интересным методом обучения чтению детей дошкольного возраста, является пальчиковая азбука. Каждая пальчиковая комбинация представляет зрительно – пространственный образ буквы русского алфавита. Ее неоднократное повторение значительно развивает мелкую моторику, речь, внимание, память, мышление, зрительно – пространственное восприятие и конструктивный праксис.
Пальчиковая азбука – одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. Ее использование способствует эффективной подготовке ребенка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами, посвященными каждой букве пальчиковой азбуки.