Татьяна Коростелева
«Работа с родителями» Выступление на методобъединении
▼ Скачать + Заказать документы
Какими бы прекрасными ни были наши детские
учреждения, самым главным воспитателем,
формирующим разум, мысли детей,
являются мать и отец. Семейный коллектив, где
ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших –
это такая основа детского мышления, которую в этом
возрасте не может заменить никто.
В. А. Сухомлинский
Семья для ребенка является самым главным и лучшим педагогическим учреждением, обеспечивающим интимно-личностные отношения, воспитывающим личным примером, делом.
Публикация «„Работа с родителями“ Выступление на методобъединении» размещена в разделах
Семейное воспитание имеет два незаменимых свойства: индивидуализацию воспитания и широкое развитие чувств ребенка. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Создавая определенный социально-психологический климат, семья во многом определяет развитие личности ребенка как в настоящем, так и в будущем. Как воспитательный фактор, семья занимает значительно более высокое место, чем детский сад и школа.
В связи с этим необходимо все усилия направлять на совершенствование воспитательного потенциала семьи, на повышение педагогической культуры родителей. Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации, усложнением воспитательных задач, ростом числа детей с отклонением в поведении. Меняется и сам ребенок. Он становится более информирован, развит, поэтому руководство его духовным и нравственным созреванием требует более высокой культуры и педагогического мастерства взрослых. Поэтому, не смотря на то, что семья является главным источником становления личности, родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей. В таких условиях ДОУ не должно полностью перекладывать всю ответственность за воспитание детей на семью, отказываться от работы с родителями. Наоборот, работа с родителями должна выходить на одно из приоритетных мест.
Чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо овладеть полным объемом определенных психологических знаний, практическими умениями и навыками педагогической деятельности. И в этом им должны помочь мы – педагоги.
Необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение педагогических знаний и умений, является дифференцированный подход при организации работы с родителями. Для его осуществления необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий:
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагога и родителя;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье при организации работы со всеми родителями;
- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовки в вопросах воспитания;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности.
Соблюдение этих условий помогает найти контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.
Кроме этого, необходимо изучить семью, т. е. выяснить:
- структуру семьи, психологический климат, основные принципы семейных отношений (доброжелательность, грубость, доверие, подозрительность, ответственность, анархия и т. п.);
- стиль и фон семейной жизни ( какие впечатления преобладают: положительные или отрицательные, причины конфликтов);
- социальный статус матери и отца, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка;
- воспитательный климат в семье, наличие домашней системы воспитания.
Для изучения семьи существуют такие методы :
- анкетирование и тестирование родителей;
- индивидуальные беседы с родителями и детьми;
- посещение семьи;
- изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»;
- наблюдение за ребенком во время игр;
- наблюдение за взаимоотношениями между родителями и детьми;
- моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Изучив семью таким образом, вы уже будете знать: к какой категории ее отнести. К первой, где родители отличаются высоким уровнем эмоционально-нравственной культуры. Это проявляется и в общении с ребенком, и со взрослым; в работе, понимании детских интересов и увлечений. Они стремятся к единству педагогических требований, серьезно относясь к воспитанию. Вторая категория родителей имеет средний уровень образования и культуры. Их общая забота – материальное обеспечение. К интересам и увлечениям детей - безразличны. Общение с ребенком имеет не адекватную форму. Вместо шутливого тона или огорчения, его высмеивают, подчеркивают неловкость, строго наказывают. Родители, относящиеся к третьей категории, живут каждый своей жизнью, мало вникая в заботы друг друга. Уровень психолого-педагогической осведомленности – низкий. Не испытывают необходимости в получении педагогических знаний. Такие родители не уделяют воспитанию своего ребенка достаточно внимания.
Все родители разные, поэтому и формы работы с ними должны быть разнообразными, активными, а не только те, которые мы привыкли использовать. Необходимо применять:
- дискуссионный круглый стол, диспуты по вопросам педагогики, психологии, здоровьесберегающим технологиям и т. п. ;
- аукционы, совместно с детьми;
- КВНы, викторины, конкурсы;
- день семьи, день открытых дверей.
Таким образом, необходимо помнить, что ДОУ – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. И от качества нашей работы зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.