Кузьменко Анна Петровна
«Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми»
Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.
Публикация «„Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми“» размещена в разделах
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.
В настоящее время существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс таких мер получил название здоровье сберегающих технологий.
Здоровье сберегающие технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье детей и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики.
Цель здоровье сберегающей технологии : обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Я расскажу о системе своей работы по включению в педагогический процесс здоровье сберегающих технологий.
Чтобы продуктивно применять на практике здоровье сберегающие технологии я в первую очередь стараюсь грамотно обеспечить организацию жизненного пространства ребенка в детском саду. Потому что весь режим дошкольного учреждения, характер отношений и методы воспитательной работы, разные виды деятельности – все это должно способствовать формированию осознанного отношения ребенка к своему здоровью.
Ежедневно в своей работе с детьми использую пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Мною в группе создана картотека пальчиковой гимнастики в стихотворной форме, сопровождающая различные упражнения.
Для укрепления зрения использую зрительные паузы. В любое время дня дети закрывают глаза и открывают, прижав веки пальчиком. Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Он помогает детям снять усталость, напряжение.
Минутки покоя: посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.
Наряду с традиционными формами работы проводится с детьми самомассаж от простуды. Массирование определенных точек повышает защитные силы организма в целом.
Дополнительно использую методы закаливания:
- полоскание горла и полости рта проводится ежедневно после обеда; - умывание прохладной водой;
- ходьба босиком по ребристым дорожкам с целью профилактики плоскостопия;
- воздушные ванны.
Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и обеспечивает профилактику простудных и других заболеваний.
Чтобы доставить детям удовольствие, выполняем упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.
Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Поэтому мелодии используются во всех режимных моментах.
Через экскурсии, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. Дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм.
Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья. Для этого в центре природы «Юный эколог» собраны комнатные растения, которые не только украшают интерьер, но и являются помощниками в оздоровлении детей.
В группе создан физкультурно-оздоровительный центр "Мы – спортсмены" для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта. Мною совместно с родителями и детьми изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, массажеры, веревки с узелками и т. д. Дети занимаются с этими предметами и незаметно для себя оздоравливаются. Собрана картотека подвижных игр. Подвижные, спортивные игры и упражнения использую в своей практике постоянно в течение дня в утренние часы, на прогулке, после непосредственно-образовательной деятельности или вечером. Конечно, на прогулке это игры более подвижные, шумные, такие, как «Ловишки», «Хитрая лиса», «Кто быстрее». А в группе, в центре двигательной активности, игры средней и малой подвижности: «Мышеловка», «Попади в цель», «Найди – промолчи» и другие. Все двигательные действия, совершаемые ребенком во время подвижных игр достаточно разнообразны – это бег, прыжки, метание и ловля мяча. Такие игры способствуют удовлетворению потребности ребенка в движении, развивают двигательную активность, способствуют закреплению и отработке основных видов движений, развивают психофизические качества, пространственную ориентировку, самостоятельность и инициативность. При проведении подвижных игр и упражнений обязательно слежу за сменой деятельности, чтобы подвижные игры сменялись более спокойными, и наоборот, а также учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка. После активных двигательных игр предлагаю успокоить дыхание, выполнив дыхательные упражнения, потом послушать ритм своего сердца, сначала быстрый, а затем постепенно успокаивающийся.
В книжном уголке размещены книги, энциклопедии, иллюстрации, оформлен альбом «Здоровячок». Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.
Также мною оформлены дидактические игры: “Спорт – это здоровье”, “Бережём уши” и т. д. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки.
Конечно, нельзя не отметить, что работа по включению здоровье сберегающих технологий в педагогический процесс без подключения родителей была бы недостаточной. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Поэтому для родителей провожу консультации, беседы по поводу профилактики болезней, соблюдения личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях. Все эти вопросы освещаются мною на родительских собраниях, выставляются в папках-передвижках. Проводится анкетирование, совместные акции, например, спортивные праздники, дни здоровья, дни открытых дверей. Обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей проходит в виде тренингов, практикумов и др. форм работы. Все это позволяет постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель – воспитать здоровых детей.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С. 114-117.
2. Новые здоровье сберегающиетехнологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С. 171-187.
3. Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. -2005.-N4.-С. 61-65.