МААМ-картинки

«Помогите малышу заговорить!» Работа с родителями

Юлия Веряева
«Помогите малышу заговорить!» Работа с родителями

Цель: дать представление родителям о благополучном и неблагополучном речевом развитии ребёнка, помочь родителям с минимальными затратами осуществлять целенаправленную работу по развитию речи в домашних условиях.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития в норме и при отклонении;

- создать условия для родителей по обучению методики с неговорящим ребёнком;

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речи.

Публикация «„Помогите малышу заговорить!“ Работа с родителями» размещена в разделах

Ход проведения:

1. Приветствие родителей.

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники вашего малыша начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что же делать? Если ваш ребёнок молчит, в два года, а тем более в три года, не отчаивайтесь, но и не теряйте самых важных лет в его жизни, не слушайте тех, кто предлагает ждать!

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей.

2. Причины этого явления многообразны:

На первом месте можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС.

Далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникшие в процессе родов.

В постнатальном периоде причиной задержки речи могут стать заболевания ребёнка, травмы и т. д.

К сожалению, некоторые родители не придают значения отставания ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется.

В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции возраст от трёх до пяти лет бывает упущенным.

В школе у такого ребёнка возникают проблемы с устной и письменной речью - при обучении чтении и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребёнка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, как «взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».

Признаки благополучного развития речи у ребёнка

- Физическое развитие соответствует возрасту.

- У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.

- Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

- Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит.

- Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.

- Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка

- Ребёнок развивается с задержкой.

- Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.

- У ребёнка есть неврологические заболевания.

- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок).

- Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на своём «тарабарском» языке.

- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит, вашему малышу нужна помощь!

3. Предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что речь ребёнка развита хорошо, и его ребёнок говорит чисто, внятно и правильно?

А теперь поднимите две руки те, кто из вас читает своим детям стихотворения, заучивает их, читает сказки?

Прежде всего, надо постоянно вызывать ребёнка на речь, поощрять малейшую попытку к речи. Помимо постоянного говорения с ним, необходимо постоянно заниматься рассматриванием картинок (развитие пассивного и активного словаря, окружающих предметов, животных, птиц, сопровождая его звукоподражанием. Необходимо малышу постоянно читать детские книжки с доступным содержанием и большим количеством иллюстраций, останавливаясь на каждом рисунке и подробно выясняя все детали изображённых предметов. Самое трудное - вызвать ребёнка на произношение, так как он долго не решается повторить даже отдельный речевой звук. Предлагая ему что-либо повторить, следует учитывать его настроение, отношение к вам и к тому, что показываете и предлагаете.

Может быть, придётся повторить не один десяток раз то или иное звукоподражание, слово, прежде чем он повторит. Как только этот момент наступит, словесный запас ребёнка стремительно начнёт расти.

Сначала для отработки берутся два-три звукоподражания: ребё нок плачет: а-а-а, паровоз гудит: у-у-у. Затем по мере усвоения добавляются новые. Словесная память на начальном этапе речевого развития у ребёнка очень плохая, поэтому для совершенствования звукопроизношения, накопления словарного запаса требуется многократное произнесение изучаемого материала. С этой целью для развития речи родители и педагоги могут организовать разные игры.

Речевые игры организуются по этапам речевого развития вашего малыша. На первом этапе работы я использую графомоторные игры и упражнения (вызывание звука или голосовой реакции и рисование) :

Игры: «Гвозди», «Силачи», «Бегемот», «Колыбельная», «Песня слоника», «Попрыгунчики», «Ладошка», «Ёжик», «Кот-шалунишка».

На втором этапе работаю с ребёнком над «Слогом» и использую следующие игры: «Молодец», «Мишка», «Скачет лягушонок», «Матрёшки» и т. д.

Третий этап работы включает работу на «Словом», где знакомлю детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка: «Ёжик с барабаном», «Паровоз», «Три пингвина», «Вопрос-ответ», «Кисонька-Мурысонька» и т. д.

На начальном этапе из этих слов можно составлять предложения без грамматических их изменений (дом, дым, баба, нога, вода, муха) : «Вот дом. Там дом». Называть нужно не только сами предметы, но и картинки с их изображением. При неоднократном повторении названий предметов у ребёнка формируется слоговая структура слова и совершенствуется фонетика.

На четвёртом этапе начинаем работать над «Фразой» и переходим к пятому этапу «Связная речь». Работая над «Фразой» вызываем потребность у ребёнка в правильном звуковом оформлении собственной речи. На этом этапе речевого развития играем в игры: «Тюлени», «Грибники», «Песня машиниста», «Кто с чем?», «Кто с кем?» и т. д. Для развития связной речи очень хорошо проигрывать с ребёнком русские народные сказки, потешки. Рекомендую родителям следующие игры : «Договори сказку», «Отшагай потешку», «Договори предложение» и т. д.

Для развития речевой памяти необходимы специальные упражнения. Например, разложить ряд предметов или картинок и внимательно дать рассмотреть вашему малышу, а затем попросите ребёнка закрыть глаза, а вы в это время уберёте предмет или картинку. Открыв глаза, ребёнок вспоминает, какой картинки или предмета не стало.

Развитию речевой памяти способствуют также разучивание стихотворений, пересказ сказок, выполнение заданий, данных в определённой последовательности, и др.

Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью. Подчёркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребёнка.

Таким образом, постепенно переходя от звукоподражания к слову, а от слова к предложению, ваш малыш овладеет связной речью.

Желаю Вам успехов!

учитель-логопед Ю. Э. Веряева

Игры для речевого развития ребёнка

Этап «Звукоподражание»

Игра «Силачи»

Цель: вызывание звукоподражания и развитие силы голоса.

Ребёнок с силой сжимает поролоновую губку или мягкий мячик со звуком ууххх! С интонацией усиления напряжения, расслабляет пальцы и выпускает губку со звуком аааахххх! С интонацией расслабления.

Этап «Слог»

Игра «Мишка»

Цель: учим произносить слоги и закрепляем гласные звуки.

Ребёнок вместе с взрослым шагает на каждый слог.

Топ, топ, топ, топ.

Мишка песенку поёт.

Топ, топ, топ, топ.

Мишка шишки собирает.

Топ, топ, топ, топ.

Мишка в речку их бросает.

Буль, буль, буль, буль.

Этап «Слово»

Игра «Колобок»

Цель: упражнять в произнесении слов.

Из муки он был печён,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он ….(катился).

Был он весел, был он смел

И в пути он песню ….(пел).

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый…. (мишка).

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую (лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка? «…» (Колобок).

Этап «Фраза»

Игра «Я хочу»

Цель: побуждать ребёнка к произнесению фразы.

Ребё нок выбирает предметы или игрушки и выражает просьбу фразой: «Я хочу….» данное упражнение можно использовать в играх: «Магазин», «Продукты питания», «Одежда».

Этап «Связная речь»

В этом этапе отрабатывается изначально игры на развитие диалогической речи. Чтобы ребёнок понял смысл и форму диалогической речи, необходимо разыграть диалог между куклами бибабо.

Игра «Грибники»

Цель: развитие диалогической речи.

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Подберёзовик нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

- Так где же он?

- Кто?

- Подберёзовик.

- Какой?

- Мы с тобой шли?

- Шли.

Роли меняются.

Используемая литература:

1. Н. Е. Ершова, И. В. Аскерова, О. А. Чистова «Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития»; издательство «Детство-Пресс»; 2001;

2. А. С. Матвееева «Домашние уроки логопеда»; тестовые задания на развитие речи малыша; Москва: издательство АСТ; 2015;

3. О. Е. Громова Методика «Формирования начального детского лексикона», издательство: ТЦ СФЕРА, Москва 2003;

4. Г. В. Ханьшева, Л. В. Кулибаба «Как разговорить малыша; издательство: Ростов-на-Дону 2013;

5. Т. В. Пятница. Т. В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии» 1 и 2 часть; издательство: ТЦ СФЕРА Москва 2011;

6. Е. Н. Грибова «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?»; издательство Москва 2006,

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь ребенку заговорить?» В жизни малыша до достижения им возраста трех лет происходит много знаковых событий, дарящих незабываемые впечатления его близким, таких,.

Как привить навыки самообслуживания вашему малышу Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных.

Консультация для родителей «Зачем малышу театр?» Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку.

Работа с родителями в ДОУРабота с родителями в ДОУ Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели.

Нетрадиционная работа с родителями Заседание "круглого стола" по теме "Экология жилища".Цель:рассмотреть влияние окружающей среды на экологию жилища и предложить меры по созданию.

Нетрадиционная работа с родителями Заседание "круглого стола" по теме "Экология жилища".Цель:рассмотреть влияние окружающей среды на экологию жилища и предложить меры по созданию.

Работа с родителями Родительский уголок Консультации для родителей Папка здоровья Родительское собрание Информация специалистов выставки Посещение на дому.

Работа с родителями-отчет Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи подобна сбору листьев граблями в сильный ветер….» А. В. Сухомлинский. Дошкольное.

Работа с родителями. Памятки. Работа с родителями является очень важным аспектом воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Цель этой деятельности заключается.

Работа с родителями. Работа клуба «Домовенок» в детском саду Автор Дубовская Регина Альфоновна. Конспект Работа родительского клуба «Домовенок» Тема: «Ландшафтный дизайн своего участка» Время проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Помогите малышу заговорить!» Работа с родителями
Опубликовано: 14 ноября 2016 в 13:12
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД