Екатерина Барт
Консультация «Планирование работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Планирование работы с родителями»
Автор: воспитатель МБДОУ №72 «Алёнушка» Барт Екатерина Григорьевна
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Публикация «Консультация „Планирование работы с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- План работы с родителями
- Планирование. Планы работ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2016 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по таким направлениям.
Информационно – аналитическое:
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу: «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями :
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни общения;
- Дни добрых дел;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- тренинги;
- семинар – практикум;
- родительские гостиные;
- телефон Доверия;
- почта Доверия;
- семейный вернисаж.
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений!
Содержание, формы и методы работы с родителями
Вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс:
- консультации, беседы
- родительские собрания
- выпуск совместных стенгазет, фотогазет
- возможность присутствия родителей на занятиях
- участие родителей в мероприятиях группы, д/сада
Повышение психолого-педагогических знаний:
- индивидуальные, тематические консультации
- беседы с родителями
- открытые занятия
- дни открытых дверей
- анкетирование родителей
- практические советы и рекомендации по интересующим вопросам
Планирование работы с родителями на 2018-2019уч. год
Задачи на год:
Информировать родителей об особенностях развития детей 4-5 лет.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Привлекать родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада.
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Повышать педагогический уровень родителей.
СЕНТЯБРЬ
1. Оформить материал в родительском уголке на тему «Осень», «Дорога без опасности», «Что должен знать и уметь ребёнок в 4-5лет».
2. Поздравить сентябрьских именинников.
3. Оформить стенд «Режим дня», «Мы занимаемся – очень стараемся».
4. Организовать родительское собрание «Давайте познакомимся».
5. Организовать субботник по благоустройству участка.
6. Предложить родителям помочь в изготовлении пособий для занятий (пеналы, блоки Дьенеша).
7. Предложить родителям принять участие в семейном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения.
8. Разместить информацию об антропометрических данных детей.
9. Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал о ПДД, для создания альбома в группе «Мы учим правила движения».
10. Оформить стенд «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти».
11. Познакомить родителей с необходимым пакетом документов на оформление социального места в д/с.
12. Предложить принять участие в фотоконкурсе «Маленькая модница».
ОКТЯБРЬ
1. Поздравить октябрьских именинников.
2. Поблагодарить родителей, принявших участие в субботнике
3. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами».
4. Провести консультацию для родителей «Осторожно, грипп!».
5. Опросить родителей о проведении профилактической прививки против гриппа детям.
6. Оформить стенд «Советы Доктора Айболита».
7. Обновить материал в родительском уголке «Советы логопеда», «Красный, жёлтый, зелёный», «Где мой папа?».
8. Поблагодарить всех участников конкурса семейного рисунка по ПДД.
9. Провести конкурс семейного рисунка «Что нам осень принесла?».
10. Предложить родителям помочь в подборе материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр (коробки, картинки и т. д.).
11. Поблагодарить за участие в конкурсе «Модница», поздравить с победой в конкурсе.
12. Посещение семей воспитанников на дому;
НОЯБРЬ
1. Поздравить ноябрьских именинников.
2. Оформить стенд «Мы занимаемся» (ноябрь).
3. Предложить родителям пополнить материал в уголке природы (принести открытки, картинки с комнатными растениями для создания альбома «Комнатные растения»).
4. Пополнить материал стенда «Советы Доктора Айболита» - «Это нужно знать о ветрянке».
5. Предложить родителям принять участие в конкурсе поделок «Символ года 2018».
7. Оформить материал «Секреты любви и взаимопонимания», «Леворукий ребёнок – это нормально?
8. Консультация логопеда Н. Ю. Кузьменко «Почему ребёнок так говорит?»
9. Оформить материал «Развитие звуковой культуры речи детей 4-5 лет».
9. Создать фотогазету «Наши четвероногие друзья».
10. Пригласить родителей на общее родительское собрание.
11. Совместные экскурсии (Этнографический музей)
ДЕКАБРЬ
1. Поздравить декабрьских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (декабрь).
3. Обновить материал в родительском уголке «Атмосфера педагогической безопасности ребёнка», «Мой застенчивый ребёнок».
4. Организовать конкурс «Новогодняя игрушка».
5. Обновить материал стенда «Советы Доктора Айболита» - «Растим здорового ребёнка», «Берегите уши детей».
6. Провести родительское собрание «Истоки доброты».
7. Консультация для родителей «Наши руки не для скуки».
8. Предложить родителям помочь в изготовлении новогодних костюмов.
9. Организовать родительский комитет (по поводу новогодних подарков).
10. Дни добрых дел.
11. Семейный вернисаж.
ЯНВАРЬ
1. Поздравить январских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (декабрь).
3. В уголке здоровья поместить статью «Памятка безопасного поведения».
4. Анкетирование родителей «Что мы знаем о правах?».
5. Консультация для родителей «Конвенция о правах детей»
6. Подготовить памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать».
7. «День открытых дверей»
8. Дни общения.
9. Почта Доверия.
ФЕВРАЛЬ
1. Поздравить февральских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (февраль).
3. Консультации : «Чем занять ребёнка дома?», «Почему он капризничает?».
4. Пополнить материал «Если у ребёнка нет друзей»,
5. Изготовление подарков для пап и дедушек к 23 февраля.
6. Объявить творческий конкурс «Лучший цветок».
7. Выпуск фотогазеты «Мой папа самый лучший!».
8. Подготовить подарки для мам к 8 марта.
9. Поздравить пап и дедушек с праздником – Днём Защитника Отечества.
10. Дни добрых дел.
МАРТ
1. Поздравить мартовских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (март).
3. Поздравить мам и бабушек с 8 марта.
4. Пригласить мам и бабушек на весенний концерт.
5. Оформить материал «Как читать детям?», «Что не надо делать».
6. Консультация «Не предлагайте телевизор вместо друга».
7. Предложить принять участие в конкурсе «Пасхальное яйцо».
8. Оформить стенд по ПДД «Внимание, СВЕТОФОР».
9. Консультация «Что читать детям о правилах дорожного движения?». (С. Михалков, Г. Юрмина, Н. Носов»
10. Провести анкетирование родителей «Вежлив ли мой ребёнок?».
11. Консультация «Секреты воспитания вежливого ребёнка».
12. Поблагодарить родителей за подборку материала к дидактическим и сюжетно-ролевым играм.
13. Провести групповое родительское собрание.
14. Дни общения.
АПРЕЛЬ
1. Поздравить апрельских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (апрель).
3. Оформить фотогазету «Улыбнитесь вместе с нами».
3. Консультация логопеда «Правильно ли говорит Ваш ребёнок?»
4. Обновить материал в родительском уголке «Как провести выходной с ребёнком?
5. Оформить материал «Внимание-дорога!».
6. Оформить выставку лучших детских работ «Мир творчества».
7. Семинар-практикум «Мы такие взрослые»
МАЙ
1. Поздравить майских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (май).
3. Консультация «Скоро лето».
5. Пригласить родителей на субботник по благоустройству участка.
6. Разместить материал для родителей : «Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков», «Развитие речи в умственном развитии ребёнка», «Улыбайтесь на здоровье».
7. Разместить информацию об антропометрических данных детей группы.
8. Привлечь родителей к оформлению и помощи в организации праздника «Здравствуй, лето!».