Ирина Малиновская
Физкультурное оборудование для дошкольников «Парашют здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие детей, безусловно, занимает главное место в организации дневного пребывания детей в детском саду. Стремительный рост, изменение строения скелета, мышц и тканей проходит именно в период дошкольного детства. Поэтому сохранение, развитие и качественное изменение тела ребенка во многом зависит от тех средств, методов и приемов, которыми пользуется взрослый, организуя их двигательную активность. Исходя из своего опыта, могу отметить, что наиболее живой интерес у детей вызывает нетрадиционное и необычное физкультурное оборудование. Интересные занятия физической культурой помогут привить любовь к спорту и здоровому образу жизни. Позволит педагогу заложить прочный фундамент в направлении физического здоровья.
Публикация «Физкультурное оборудование для дошкольников „Парашют здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Парашют. Игровое пособие по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Есть много нетрадиционных приемов и подходов к организации физической активности, начиная от ребристых дорожек и заканчивая баланс - бордами. Каждый воспитатель имеет целую кладезь из разнообразного нетрадиционного оборудования. И у каждого педагога есть свои «любимчики». Эти самые – «любимчики» отыскиваются просто. После вопроса педагога к детям, а во что бы дети хотели поиграть, - они тут же выдают понравившиеся им игры. Нам, взрослым, надо быть просто чуточку внимательней к запросам и потребностям наших воспитанников. Так и в моем арсенале идей появился - «парашют здоровья», который очень полюбили дети.
Парашют здоровья – это тканевый круг, состоящий из нескольких клиньев легкой ткани основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.
По кругу на одинаковом расстоянии пришиты петли-ручки для удобного захвата детьми. Парашют настолько яркий и запоминающийся, что не оставляет ни детей, ни взрослых равнодушными к этому предмету. Напротив, он нравится и совсем маленьким детям и даже взрослым. В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, но и на сегодняшний день он не потерял своей актуальности. Список задач, которые может решить педагог, применяя парашют очень большой. Одна из главных задач - научить ребенка согласовывать свои действия с командами ведущего и с действиями других игроков. Да! Это командная игра и постепенно ребенок поймет, что от того, насколько качественно он - именно он, выполнит упражнение, зависит исход общей (командной) игры.
Отдельно хочется отметить, что в момент игры с парашютом, мы задействуем у детей зрение, слух, осязание, а это обеспечивает ключ к успеху. Всем известно, что чем больше анализаторов включено в работу, тем активнее образуются новые нейронные связи в головном мозге. И здесь с уверенностью можно сказать, что это своеобразный массаж не только для мышц и тела, но и для мозга. Золотое правило педагога - развитие ребенка начинается с постановки проблемы, а если к решению подключаются разные анализаторы, это точно приведет к желаемому результату.
Ниже я опишу опыт работы с использованием парашюта для организации общеразвивающих упражнений и подвижных игр и игр. Надеюсь, этот опыт будет кому-то полезен.
Комплекс утренней гимнастики с детьми 2-3 лет
1 парашют вверх- вниз
И. п парашют хватом двумя руками, лицом к парашюту, ноги слегка расставлены
1-вверх парашют, немного задержали
2-и. п(4раза)
2повороты
2и. п хват двумя руками, лицом к парашюту. Ноги вместе
1 разворот, руку отводим назад
2вернуться в и. п
(В каждую сторону 3р)
3уголок
и. п сидя на парашюте, руки в упоре сзади, ноги вместе, направлены к центру
На счет 1,2,3,4 поднимаем и держим в статике одну. Повторяем для другой ноги
(Для каждой ноги 2р)
4волна
И. п. сидя на коленях, хват одной рукой
1,2,3,4 делаем волну - поднимаем и опускаем хаотично парашют. затем меняем руку
(3р на каждую руку)
В заключении игра «Карусели» бег по кругу со сменой направления.
Комплекс игр с парашютом здоровья для детей 2 -3 лет
«Будь внимателен»
Цель: развивать быстроту реакции на словесный сигнал.
Описание игры: дети стоят по кругу, держась за парашют. Инструктор показывает красный цвет – дети опускают парашют вниз. Инструктор показывает желтый цвет – поднимают парашют вверх.
«Летающие пёрышки»
Цель: Развивать зрительный глазомер и зрительную фокусировку.
Описание игры: дети стоят по кругу, держась за ручки (петли) или ткань парашюта. На парашюте лежат пёрышки. Плавно поднимать и опускать парашют, не давая перышкам вылететь из парашюта.
«Радуга»
Цель: закрепить знания цвета, умение реагировать на сигнал; развивать внимание, воображение, скорость.
Описание игры: участники держат парашют двумя руками, встав вокруг парашюта таким образом, что каждому достается сектор определенного цвета. Поднимая и опуская парашют, произносят слова:
Раз, два, три,
Радуга взлети!
Инструктор выбирает два не расположенных рядом цвета и называет их. Участники, резко вскинув руки, поднимают парашют вверх, образуя купол, а стоявшие у сектора названного цвета, быстро пробегают под ним. Так инструктор называет все цвета. Главное – внимательно слушать и быстро реагировать!
«Салют»
Цель: развивать быстроту реакции, активизация двигательных навыков, воспитывать умение действовать в коллективе согласованно.
Описание игры: набрать как можно больше шариков из сухого бассейна и положить их на парашют. Затем берут двумя руками за края парашюта и медленно поднимают его, говоря слова «раз, два, три!». После слова «три!» бросают шарики вверх. Затем бегут и собирают шарики, снова кладут их на парашют, и игра снова повторяется.
«Солнышко и дождик»
Цель: Развивать скоростные способности и реакцию на заданный сигнал; координацию и ориентировку в замкнутом пространстве.
Описание игры: дети становятся лицом к парашюту, хватом за ручку или за ткань парашюта. Воспитатель произносит «солнышко», все дети под музыку передвигаются приставным шагом в правую, (левую) сторону. Воспитатель произносит, «дождик», все дети прячутся под парашютом.
Правила игры: игра повторяется несколько раз. Залезая под парашют, нельзя отпускать ручки или ткань парашюта.
«Кто быстрее»
Положите парашют на пол, разделитесь на две группы. Одна группа скатывает парашют с одной стороны к центру, другая – с другой. Кто быстрее свернёт свою часть.
«Грибок»
Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.
Скок - скок - скок,
Спрячемся все под грибок!
«Кто под парашютом?»
Дети идут по кругу, произнося слова, ведущий в центре, под парашютом, узнает того, кто позвал.
«… ты сейчас в лесу, мы зовем тебя – АУ!
…не зевай, кто позвал тебя узнай!»
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.
Описание игры: парашют сворачивают в жгут. Дети встают друг за другом. Первый ребёнок – «голова», последний – «хвост». Дети держатся за парашют-жгут правой рукой, первый ребёнок пытается дотронуться до последнего, а последний старается увернуться.
«Сугроб»
Цель: совершенствование умения бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Описание игры: в этой игре все дети должны при слове «сугроб» спрятаться внутри под парашютом. Взрослые поднимают и опускают парашют, немного раскачивая его, а дети бегают вокруг, или забегают внутрь, потом снова выбегают.
На слове «сугроб» парашют опускают.
Дует-дует ветер в лоб,
И надул большой сугроб.
«Волны»
Описание игры: дружно держась за парашют, игроки поднимают и опускают его быстрыми, резкими движениями, создавая «волны». Следите за тем, чтобы игроки поднимали парашют, а не натягивали его. Чередуйте спокойное море и бурные волны. Используйте это упражнение, чтобы дать воспитанникам почувствовать себя уверенно в игре с парашютом. Замечайте любые проявления безответственного поведения и вовремя пресекайте их.
«Акула в море»
Описание игры: одного воспитанника выбирают «акулой», все остальные игроки создают волны. Акула гоняется в поисках своих жертв под поверхностью воды (парашюта). Если акула хватает кого-нибудь за ногу, жертва отправляется под парашют и тоже становится акулой. Игроки, раскачивающие парашют, не могут отпускать парашют до тех пор, пока их не поймают, они не могут также прижимать парашют к земле, преграждая путь акулам. Игра заканчивается, когда вокруг стало слишком много акул и осталось слишком мало людей!
«Волшебный пузырь»
Цель: эмоциональная разрядка.
Описание игры: Купол парашюта («пузырь») надуть максимально (руки поднимаем вверх, со словом «бах!» (громко кричим) - сдули.
«Ветерок для (имя ребенка)»
Цель: раскрепощение детей, развитие согласованности движений, внимания, чувства ритма, снятие нервно-психического напряжения.
Описание игры: ведущий называет имя ребенка, который размещается в центре на парашюте, сидя, лежа, как ему нравится. Дети дуют на него, делают волны.
«Букашки»
Цель: релаксация, психологический этюд.
Описание игры: подгруппа детей (мальчики) держат парашют, девочки в это время лежат «ромашкой». Парашют поднимается, дети - «букашечки» хаотично двигают ногами и руками, парашют опускается «букашки» замирают. Затем подгруппы меняются местами.
«Спокойной ночи, малыши»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Описание игры: взрослые 3-4 человека надувают парашют, дети в это время лежат «ромашкой». Взрослый предлагает детям почувствовать себя перышком, ощутить дуновение ветерка.
«Каравай»
Цель: сплочение коллектива, поздравление именинника с Днем рождения.
Описание игры: именинник располагается в центр парашюта, остальные дети приговаривают «Как на Олины именины испекли мы каравай.
Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!»
«Кого не хватает?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Описание игры: все дети стоят в кругу, держатся за парашют (с закрытыми глазами, ведущий прячет одного ребенка под парашют. Задача детей найти того, кто спрятался.
«У пруда»
Описание игры: растянули парашют и сделали маленький ветерок.
- Ш-ш-ш, тишина у пруда, не колышется вода!
- Ветерок поднимается – колышется вода. Ветерок сильнее подул, нашу воду всколыхнул, сильный ветер набежал, сильно воду закачал, ещё сильнее!
«Каждый к своему цвету»
Описание игры: парашют расстелен на середине зала. Дети стоят свободно, в руках у каждого ленточка. По команде воспитателя, дети бегают врассыпную по залу. По команде, - «Каждый к своему цвету». Дети бегут к сектору парашюта соответствующего цвету ленточки.
Парашют открывает перед педагогоми и детьми массу возможностей для интересных игр. Отлично подойдет парашют и для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Часто в группе найдется один - два ребенка с проблемами психологического характера, будь то застенчивость, или проблемы с личными границами, ощущением собственного тела в пространстве и многое другое. И на помощь вновь приходит - парашют. Подбираются такие игровые задания, где ребенку дают, как бы прочувствовать, прожить свою проблему в положительном эмоциональном ключе. Таким детям предлагаются игры, где они будут ненадолго отделены от группы детей, но одновременно под покровом ткани, что создаёт эффект защиты ( например игра: «Кто под парашютом?», «Ветерок для Жени», «Кого не хватает»). Конечно в таких тонких вопросах недопустимо заставлять, подталкивать, настаивать, ребенок должен сам принять решения и захотеть поучаствовать в игре. Только в этом случае ребенок получит желаемый заряд положительными эмоциями и новый опыт взаимодействия в группе детей. Замечено, что со временем такие дети приобретают уверенность, снижается тревожность, и они с радостью сами встают на лидирующие позиции. Так парашют здоровья косвенно решает и психологические проблемы ребенка.
Кроме того, игры с парашютом развивают фантазию, воображение. Дети в ходе игры проигрывают разные роли. Вот парашют стал грибком, домиком, или морем. Дети под парашютом изображают воробушков, жучков, лягушат и пантомимой пытаются передать характер персонажа.
С детьми двух, трех лет можно использовать парашют для организации так называемого – «круга». Маленьким детям тяжело в пространстве выделить середину помещения, очертить невидимую линию круга, и педагог может использовать парашют, как зрительный ориентир. А если на круг нашить пуговки, липучки и подготовить дополнительные элементы, которые можно пристегнуть (листочки, снежинки, кружочки, цветы и т. д., то каждый день дизайн парашюта будет меняться, и создавать этот уникальный дизайн будут дети.
В заключение хочется отметить, что используя в своей работе нетрадиционное оборудование - «Парашют здоровья» педагоги могут одновременно решать задачи из разных образовательных областей. Уникально сочетаются различные физические упражнения и движения с музыкой, речью, проигрывание сюжетов. Использование, для решения психологических проблем вызывая эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Парашют незаменимый помощник на праздниках и развлечениях, для сплочения детей в группе. Без преувеличения можно сказать, что центральное место в каждой группе, должен занять такой универсальный помощник