ВИКТОРИЯ СЕДЯКИНА
Консультация «Образ Я ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Тема: «образ - Я ребёнка?»
Автор статьи: Седякина Виктория Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Д/С №2
г. Усолье-Сибирское, Иркутская область.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что положительное самовосприятие ребёнком собственного «Я» будет определять успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.
Публикация «Консультация „Образ Я ребёнка“» размещена в разделах
На ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его «самости». Открытие в себе внутреннего мира приводит ребёнка к осознанию и принятию внутреннего мира в других людях. Только научившись видеть в себе индивидуальность, распознавать свои чувства и состояния, ребёнок окажется способным с пониманием и уважением относится и к окружающим.
Человеческое «Я» - сложное и многогранное явление. «Я» - это действующее «лицо», это субъект деятельности и поведения. Всеми исследователями сегодня признаётся, что «Я» уникально и неповторимо. Наличие позитивной Я – концепции позволяет личности полнее себя самореализовать, быть успешной в разных видах деятельности, игровой, учебной и других сферах. Развитие линии «Я» позволяют личности быть самодостаточной, инициативной, ответственной, т. е. быть субъектом саморазвития.
Я - образ – это образ или представление о Я. То Я, которым, как предполагает человек, он является.
Для гармоничного формирования «образа Я» ребёнка необходимо развивать его положительное представление о самом себе, т. е. развивать когнитивный и аффективный компоненты (представление о своей внешности, качествах, социальной значимости, эмоционально-положительное отношение к себе и окружающим). Именно положительное самовосприятие ребёнком собственного «Я» будет определять успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.
Дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что «структурное - Я» обогатилось формированием совести, то есть идущих изнутри правил поведения. Ребёнок «обживает» в глубине себя первоначальные, часто повторяемые требования родителей и других взрослых к своему поведению, и они становятся его внутренней нормой, внутренним отношением к себе. Так происходит зарождение моральных черт и основ будущей совести.
Семья является важнейшим фактором воспитания образа – Я ребёнка. Взаимодействие с родителями, доверительное отношения обеспечивают ребёнку формирование обратных связей, столь необходимых для развития представлений о себе и тенденций поведения. Основными предпосылками формирования у ребёнка позитивного самовосприятие будет установка родителей на принятие ребёнка, уровень их собственной самооценки. Для того, чтобы у ребёнка формировалось позитивное «Я», необходимо любящее ребёнка ближайшее окружение в лице матери, отца, бабушки и дедушки. Ребёнок должен чувствовать, что он любим, принимаем в семье. Что в целом обеспечивает его собственную ценность.
Библиографический список:
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Под ред Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. – М. : Издательский «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 ст.
2. Косолапова Н. Г. Формирование Я – концепции дошкольников на основе преобразования личностного опыта /Н. Г. Косолапова. – Иркутск: Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2006 – 248 ст.
3. Маралов В. Т. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2 е издание стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 256 ст.