Козяйкина Елена Александровна
Занятие-беседа по разделу «Уроки семьи и семейных ценностей» в младшей группе «Наша дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наша дружная семья»
Конспект по разделу «Уроки семьи и семейных ценностей» в младшей группе.
Задачи. Формировать элементарные представления о семье, как о явлении общественной жизни: знакомить детей со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка); воспитывать любовь и уважение к родным; развивать эмоциональную отзывчивость, мышление, речь.
Публикация «Занятие-беседа по разделу „Уроки семьи и семейных ценностей“ в младшей группе „Наша дружная семья“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Материалы. Плоскостные изображения сказочного дома – теремка; членов семьи : мальчика Вани, мамы, папы, дедушки и бабушки, брата и сестры.
Ход мероприятия
Дети сидят на стульчиках полукругом. Помещая изображение сказочного дома на мольберт, начинаю рассказ: «В одной волшебной стране, в сказочном городе стоит чудесный теремок, а живёт в нём мальчик Ванечка. (Выставляю на мольберте плоскостное изображение мальчика.) Ребята, как вы думаете, хорошо ли Ване живётся в теремке? (Хорошо.) Дом большой, а мальчик Ваня ещё маленький, неужели он там один живёт? (Конечно нет.) А кто ещё живёт в тереме? Давайте подумаем. У Ванечки, наверное, есть родные. Кто это? (У Вани есть мама и папа.) (Предлагаю ребятам прикрепить к мольберту изображения мамы и папы.) Мальчик Ваня живёт не один, с ним живут его родители, его мама и папа. У Вани есть мама. Давайте подумаем, какой она может быть? Какие ваши мамы? (Добрая, ласковая, заботливая.) У Вани есть и папа. Как вы думаете, какой у Вани папа? (Добрый, заботливый.) Мама и папа – это родители Вани. А мальчик Ваня кто им, как вы думаете? (Ваня их сын.) Кто ещё, по вашему мнению, может жить вместе с Ваней и его родителями? (Бабушка и дедушка.) А для них кто Ваня? Кем он им приходится? (Ваня для своих бабушки и дедушки внук.) (Я прошу ребят прикрепить к мольберту изображения дедушки и бабушки.) Вот как много людей живут в сказочном теремке, все они родные друг другу. Мы узнали, что у Вани много родных: родители – мама и папа, бабушка, дедушка».
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика сопровождается русской народной потешкой:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – наш малыш,
Наш малыш!
Зовут его Ванюша!
Далее спрашиваю у детей: «Кто ещё из родных может жить с Ваней в теремке?» (Братья и сёстры.)
Объясняю, что у мальчика Вани есть старший брат и младшая сестра. Предлагая ребятам прикрепить их изображения к мольберту говорю: «Как хорошо теперь живётся в сказочном теремке, как много у Вани родных. Все любят друг друга, заботятся друг о друге, взрослые играют с детьми, а дети помогают взрослым. Как мы можем назвать всех этих людей: детей, их родителей, дедушку и бабушку? (Это – семья. Все эти люди – члены семьи, родные.) Давайте вспомним, кто это, кем они приходятся друг другу. Кто Ваня для своих мамы и папы? (Сын.) А кем приходится им сестра Вани? (Она их дочь.) А кто для родителей Вани его брат? (Их сын.) У родителей Вани трое детей – двое сыновей и одна дочь. А кем приходятся эти дети бабушке и дедушке? (Они их внуки. Сестра Вани – внучка, а Ваня с братом – внуки)
Подводятся итоги мероприятия: «У нас у всех тоже есть семьи. Вы для своих родителей сыновья и дочери, для бабушек и дедушек – внуки и внучки. У некоторых из вас есть, как и у Вани, браться или сёстры, для которых вы тоже брат или сестра. Мы все очень любим своих родных, стараемся заботиться о них, не огорчать и не расстраивать, жалеть их, помогать им, говорить добрые и ласковые слова».
Анкета для родителей.
Детей знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду. Цель этой деятельности - научить ребенка уважать окружающих его людей, любить родных и близких. Семья рассматривается как отвлеченное явление: в процессе игры возникает игровая модель семьи, на таких мероприятиях мы рассказываем о сказочной семье. В работе с детьми, будь то игра или занятия, мы пока не затрагиваем личный жизненный опыт ребенка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребенок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только свое имя и фамилию, но и имена своих родных.
Уважаемые родители! Пожалуйста, заполните следующую анкету.
Перечислите состав своей семьи и укажите имена и отчества членов вашей семьи.
1. Родители ребенка:
Папа___
Мама___
2. Бабушки и дедушки ребенка;
Бабушка___
Дедушка___
3. Братья и сестры ребенка (укажите имена)
Брат___
Сестра___
Уважаемые родители, пожалуйста, побеседуйте со своими детьми о родственных отношениях, постарайтесь объяснить им, кто кому кем приходится, внимательно относитесь к вопросам детей о родственных отношений.
Примерная диагностика знаний детей о семье.
(младшая группа)
К концу года дети могут:
• Называть своё имя, фамилию;
• Называть имена членов своей семьи;
• Знать и понимать слова, обозначающие родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра);
• Понимать родственные отношения: родители – дети (мама, папа – сын, дочь); бабушка и дедушка – внук и внучка; брат – сестра.
• Проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать, проявлять элементарную заботу и оказывать взрослым посильную помощь.
Рекомендации для родителей:
• Беседовать с детьми о членах семьи;
• Объяснять им родственные отношения;
• Подчёркивать заботу членов семьи друг о друге.
Важную роль в работе с детьми 3-4 лет играет знакомство с родственными отношениями. В детском саду рассматриваются следующие отношения: родители – дети (мама, папа – сын, дочь); бабушка и дедушка – внук и внучка; брат – сестра. Дома с детьми можно рассматривать семейные фотографии, беседовать о том, что бабушки и дедушки – это родители мамы и папы, что папа и мама друг другу приходятся мужем и женой, как и дедушка с бабушкой. Родителям следует посоветовать внимательно относиться к вопросам детей о родственных отношениях, объяснять, кто кому кем приходится; привлекать к посильной помощи в домашних делах.
Вопросы к детям:
Как тебя зовут?
Какое у тебя имя?
Какая у тебя фамилия?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Как зовут твою бабушку?
Ситуация для обсуждения: «Кто-то из твоих близких родных устал, болеет, расстроен (грустный). Как ты будешь себя вести? Что ты можешь сделать для твоих родных?»
В процессе диагностики можно предложить детям игровую ситуацию с использованием игрушек. Достоверные результаты могут быть также получены путём наблюдения за детьми, например, во время игры в семью, когда игровой сюжет включает аналогичную ситуацию.
Задания детям. Рассмотреть рисунок с изображением членов семьи (брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка). Показать и назвать слова, обозначающие родство (родители, дети, мама, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка).
Прошу ребёнка показать на рисунке родителей (маму и папу, детей, дедушку и бабушку. Задаю вопросы:
Кем дети приходятся маме и папе? (Сыном, дочерью.)
Кто они для бабушки и дедушки? (Внук, внучка.)
Мальчик и девочка, изображённые на рисунке, кем приходятся друг другу? (Они брат и сестра.)
Кто изображён на рисунке? (Люди, родные, семья.)
Примерная характеристика уровней знаний
Ниже среднего
Называет своё имя, свою фамилию, имена родителей. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Средний
Уверенно называет своё имя, свою фамилию, имена родителей. Частично знает и называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать.
Высокий
Уверенно называет своё имя, свою фамилию, имена родителей, называет имена бабушек и дедушек. Называет слова, обозначающие родство: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Понимает родственные отношения (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка). Проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, может пожалеть, посочувствовать. Знает, что нужно помогать взрослым.