Татьяна Шаталова
«Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ Центра развития ребенка – детского сада № 386 г. о. Самара
Шаталова Татьяна Викторовна
Общие методические рекомендации
Исследовательская практика ребенка-дошкольника - это важный путь познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить современное обучение.
Публикация «„Методика организации самостоятельной исследовательской практики дошкольников“» размещена в разделах
Исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Учебные исследования могут быть как индивидуальными, так и выполненными совместно с друзьями, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Эта ступень доступна не всем, обычно справляются с этим одаренные дети, но любой ребенок, даже не причисленный к разряду одаренных, должен иметь возможность для неограниченного развития.
Руководство учебно-исследовательскими работами
и творческими проектами дошкольников.
Роль педагога в исследовательском обучении существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога - трансляция информации, преподавание, то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условиях исследовательского обучения педагог для ребенка - образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и к жизни в целом. Это требует от педагога не только хорошей общей и предметной эрудиции и умения передавать знания детям. Он должен быть способен вести исследовательский поиск и самое важное - уметь заражать этим других.
Педагог, работающий в русле идей исследовательского обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Это утверждение только на первый взгляд может показаться парадоксальным. В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей.
Безусловно, такому педагогу необходимо овладеть набором специфических умений. Основные из них те, что должны быть свойственны успешному исследователю. Кроме них требуются и специфически педагогические:
• Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обычном». Уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно-исследовательские задачи.
• Уметь увлечь детей дидактически ценной задачей, сделав её их собственной проблемой.
• Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.
• Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.
• Уметь быть терпимым к ошибкам подопечных.
• Предлагать помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
• Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.
• Предоставлять возможность для регулярных отчетов каждого ребенка или группы и обмена мнениями.
• Поощрять, всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам и полученным результатам.
• Внимательно следить за динамикой детских интересов.
• Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
Работа с родителями.
Родителей ребенка, его бабушек и дедушек мы привлекаем в союзники. Мы пытаемся объяснить родителям, что главное - дать ребенку импульс к самостоятельному поиску новых знаний. И сам опыт такого поиска значительно ценнее полученных в итоге сведений и знаний. Поэтому не надо делать за ребенка его работу. Пусть итоги его первых изысканий будут примитивны и невыразительны, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.
Темы детских исследований.
• Фантастические - темы, ориентированные на исследование и разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Например, ребенок делает проект космического корабля, разрабатывает какую-то волшебную машину или прибор. Все это может быть создано только в вербальном варианте, а может быть воплощено в техническом рисунке или даже макете, склеенном из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов или косметики.
• Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Можно провести эксперименты с растениями, их цветами, листьями, семенами и др. Прекрасные объекты для экспериментов и наблюдений - явления неживой природы: вода, глина, камни и даже небесные светила и др.
• Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Можно собрать в разных источниках информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей прошлых веков или истории музыкальных инструментов. Обобщив эту информацию, её можно структурировать и представлять для обсуждения в коллективе сверстников. С большой охотой дети проводят эмпирические исследования и многим интересно фантазировать и изображать что-то необычное.
Теоретические темы подходят больше для одаренных детей-дошкольников и для школьников.
Правила выбора тем.
• Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его. Естественно, для того. Чтобы выбрать интересующую ребенка тему, нужно знать его склонности.
• Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Педагогическое искусство взрослого при проведении данной работы в том и состоит, чтобы помочь ребенку сделать такой выбор, который он бы считал своим выбором.
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выполнить исследование на одном дыхании ребенку значительно легче, чем делать работу много дней. Учитывая эту особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.
Программирование исследовательского обучения
Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка, когда она, образец говора, взаимодействуя с интеллектом человека, находит, за что зацепиться. Хаотичное обучение не дает большого эффекта.
Чтобы систематизировать процесс учебных исследований, воспользуемся приведенной классификацией тем исследований.
Классификация тем для исследований
1. Живая природа: Зоология, Ботаника, Генетика, Природопользование (сельское хозяйство).
2. Человек: Происхождение человека, Развитие человеческого организма,
Медицина, Психология человека, Деятельность, Выдающиеся мыслители.
3. Общество:Цивилизация, Государства и страны, История, Демография,
Государственные деятели
4. Культура:Язык, Религия, Искусство, Образование.
5. Земля:География, Климат, Строение земли.
6. Вселенная:Галактики, Солнце, Звезды, Инопланетные цивилизации.
7. Наука:Математика, Физика,Химия, Астрономия, История науки
8. Техника:Транспорт,Промышленность, Техническое конструирование и дизайн.
9. Строительство: Экономика,Финансы и производство, Деньги и торговля, Банки
Она не является догмой и может быть дополнена и сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских опытах существовала система.
Возможно и, безусловно, полезно более дробное деление. Например:
1 уровень - общее направление «Наука»;
2 уровень - «Математика»;
3 уровень - «Число» и т. д.
Систематизация информации
Для повышения информативности детского исследования и обучение ребенка умению систематизировать информацию можно предложить определенный алгоритм классификации полученных данных. Вопросы, содержащиеся в этой схеме, станут специфическими ключами к поиску.
Например, направление - «Живая природа», область знаний -«Зоология».
1. Где живет?
2. Чем питается
3. Основные особенности:
Тип животного;
Класс;
Отряд;
Семейство;
Род;
Вид;
4. Поведение.
5. Кто главные враги?
Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, попугаи, киты, и др., и данные «ключи» помогут приоткрыть двери в неизвестное, а предложенная нами последовательность их изучения даст возможность систематизировать полученные знания.
Можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления «Вселенная». Возьмем для примера тему «Планеты Солнечной системы».
1. Перечень планет.
2. Происхождение названия.
3. Общая характеристика каждой планеты:
Размеры
Удаленность от Земли
Время обращения вокруг Солнца
Удаленность от Солнца
4. Исследования планеты людьми.
5. Условия на планете.
Каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что обязательно потребует дополнительных, специальных вопросов. Поэтому каждый раз этот список надо дорабатывать.
В заключении хочется сказать об уровнях классификации.
- На первом уровне классификации педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
- На втором уровне педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (допускается и комплексный поиск)
- На третьем - высшем уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.