Ирина Новичкова
Мастер-класс для педагогов «Использование разно-фактурной бумаги в изображении портретов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрыть приёмы работы с разнофактурной бумагой в изображении портретов, раскрыть особенности работы. Показать актуальность использования бумагопластики в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием видов бумаги и вариантами её использования.
1. Вступительное слово
Бумажную пластику считают синтезом разных видов изобразительной деятельности : лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование разно-фактурной бумаги в изображении портретов“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки из бумаги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Занимаясь бумажной пластикой, расширяются представления детей о различных видах материалов, используемых в изобразительной деятельности. Бумага – хороший пластичный материал, который продолжает формировать устойчивый интерес к творчеству и делает работу детей содержательней, изделия выразительными и оригинальными, рождает у дошкольников идеи, желания придумывать новые способы и приёмы в художественной деятельности.
Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему и способствовать её развитию.
Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.
Способы и приёмы работы с разнофактурной бумагой.
Складывание из бумаги – как приём, часто используется в бумажной пластике (складывание пополам, гармошкой и т. д.).
Чтобы получить треугольную форму, лист бумаги (тонкой) любой формы взять за серединку пальчиками и приподнять с поверхности стола, ладошкой другой руки обхватить и прогладить опущенные края бумаги.
• Способ «ёлочка» (волна, гора и т. д.) выполняется так же, как и треугольная форма.
• Способ «Колокол». Свернуть маленький кулёчек, при помощи пальчика, карандаша; кончик перекрутить, отрезать (цветы, форма которых напоминает форму колокола: колокольчики, ландыши, каллы). Для цветов в середину кулёчка можно вставить тонкий жгутик, оформить края зубчиками.
• Способ «Ёжик». Тонкие жгутики из небольших кусочков салфетки прикрепить на каплю клея ПВА (ёжик, перья птицы, цветы).
• Способ «Роза». Хорошо смотрится из гофрированной бумаги. Приготовить ленту гофрированной бумаги (для небольшой розы 25х1,5-2 см). Взять ленту левой рукой, правой накрутить ленту на карандаш вращательными движениями (рисуем в воздухе карандашом круги).
Использование разнофактурной бумаги в изображении портретов.
Будь то сказочный герой или реальное существо, любой из персонажей имеет своё лицо, свой образ. И дети должны хорошо представлять себе этот образ. Творческая направленность работы проявляется, прежде всего, в предварительном обдумывании создаваемого образа, на основе детских знаний и впечатлений о нём.
На листе бумаги изображают фигуру человека, полностью или частично, стремясь передать характер образа (через мимику, положение частей тела ит. д.). Размер изображаемого желательно обговорить заранее
Объёмные элементы можно использовать и как основу портрета. Например, портрет солнышка, тучки выполняются сначала из округлых комочков, на которые наклеиваются черты лица – глаза, рот, нос и т. д.
Задачи при работе с детьми:
• Учить детей искусству оригами и бумажной пластики, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, глазомер, художественный вкус и творческие способности.
• Обучать детей различным приёмам работы с бумагой, умению следовать устным инструкциям. Оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики.
• Учить детей работать со схемами и образцами, придумывать самостоятельно поделки.
• Развивать память и внимание, творческие способности и исследовательские навыки.
• Формировать добрые чувства по отношению к близким.
• Формировать самостоятельность, уверенность в себе, самооценку.
• Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.
• Воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам.
• Соблюдение правил техники безопасности.
Формы и методы работы:
• Игра, загадка, сказка, беседа;
• рассматривание иллюстраций;
• показ образца выполнения последовательности работы.
Мы говорим о значении «бумагопластики» на развитие детей. Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией. Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».
Поэтому видами работ в технике «бумагопластика» являются (начнем самых простых и доступных форм для детей) :
1. Простая аппликация
(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).
2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика
— это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.
3. Объемная аппликация
– сминание целого листа бумаги или части, с дальнейшим расправлением ее и выкладыванием по контуру рисунка, нанесенного на картон. При этом края бумаги подворачиваются внутрь.
Разновидностью объемной аппликации являются:
- скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;
- скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.
Этот вид аппликации наиболее любим детьми.
4. Торцевание
– выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень ( например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
5. Папье-маше
(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА).
6. Оригами
(с японского «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы : квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.
7. Модульное оригами
- одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Эта разновидность работ в технике «бумагопластики» для дошкольников сложновата, поэтому выполняются очень простые формы ( например: «Рождественский венок» - работа, выполненная с детьми старшего дошкольного возраста на занятии, образец и мастер – класс можно увидеть у меня в блоге) .
8. Киригами
(с японского – «резать бумагу») - разрезая, вырезая, сгибая и скручивая, получаем из обычного листа бумаги различные фигуры и образы. Примером промтого «киригами» являются снежинки. В дополнение к снежинкам можно вырезать различные цветы, паутинки и другие элементы декоративного оформления.
9. Квиллинг
(«птичье перо») - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.
10. Айрис фолдинг
(«радужное складывание») - рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом на айрис - шаблон, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для работы с дошкольниками используется крайне редко.
11. Бумажная скульптура
- это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. В работе с дошкольниками эта техника из – за сложности не применяется.
Как вы уже убедились видов бумагопластики очень много. Обратите внимание на доску. Все виды работ представлены на доске. С их помощью выполнены портреты. И сегодня мы вам предлагаем выбрать для себя наиболее понравившийся вид работы и попробовать себя в роли мастера.
Но для начала мы вам предлагаем посмотреть как можно выполнить портрет в технике «Модульное оригами». (показ способа выполнения)
3. Самостоятельная работа педагогов.
4. Выставка работ.
5. Заключительное слово.
Разнообразие техник бумагопластики позволяет и разнообразить занятия, удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным приёмам работы. На занятиях используется разнообразный наглядный материал, дидактические и занимательные игры, упражнения, сказки.
Закончить хочется словами Канта:
«Рука - это вышедший наружу мозг человека».