Илюза Афзалова
«Лекарственные травы от Лесовичка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Лекарственные травы от Лесовичка»
Цель:
1. Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов).
2. Расширить знания о пользе и примении лекарственных растений.
3. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
Словарная работа: Настои, отвары, лекарственные растения.
Предварительная работа. Экскурсия на поляну села, вокруг детского сада, Сбор лекарственных растений, подготовка к их употреблению. Беседа о лекарственных травах. Разучивание стихов, загадок.
Публикация «„Лекарственные травы от Лесовичка“» размещена в разделах
Материал для оборудования. Презентация «Лекарственные травы», мультимедийный проектор. Засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами, брикеты, настой (календулы).
Ход занятия
Дети рассаживаются полукругом. Включаю презентацию. На столах лежат сухие веточки, пучки, брикеты, коробки пакеты с лекарственными травами.
Раздается стук в дверь. Входит Лесовичок с корзинкой. (Слайд№1)
Лесовичок. Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам из леса. Собрал много лекарственных растений, а знаете, как они называются? Расскажите мне. (Слайд№2)
Воспитатель. Давайте назовем растения, которые он собрал (педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, они называют: ромашка, тысячелистник, мать-и-мачеха, душица, крапива). (Слайд№3)
Прочитайте Лесовичку стихотворение, которое мы с вами учили. Как оно называется? («Что растет?») (Слайд№4)
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка,
Что ещё? (Слайд№5)
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ – как елка,
А ещё? (Слайд№6)
Подорожник, васильки,
Граммофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых! (Слайд№7)
Лесовичок: Молодцы, ребята.
- Кто знает, как хранятся травы? (в брикетах, пакетах и коробочках в сухом виде (Слайд№7)). Что можно приготовить из сухих растений? (настойки и отвары (Слайд№8). Правильно, засушенные растения упаковывают в пакеты, коробочки или прессуют в брикеты. Потом их помещают на склады, в аптеки, где они хранятся в хорошо проветриваемом помещении. Дома их нужно держать в сухом месте, оберегая от прямых солнечных лучей.
А теперь поиграем в игру «Назови и расскажи». Послушайте её правила. Я покажу вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место произрастания (на обочинах дорог и тропинок, в полях, лугах, лесу, оврагах, у ручейков); время сбора для заготовки для и употребления в медицинских целях, например ромашку двудольную (цветы) собирают летом, подорожник (только листики без ножек) – весной и в начале лета, одуванчики (все части растения) – когда они цветут, крапива – весной, когда она только-только вырастает, лопух (корни) – на протяжении всего лета, душицы и тысячелистник (верх стебля с цветами) – тоже в течение лета. Можно рассказать, при каких заболеваниях используется то или иное растение, и в каком виде, например, отваром ромашки или календулы полощут горло при ангине; листья подорожника прикладывают к ране; из душицы и мяты заваривают успокоительный чай; для улучшения аппетита пьют отвар тысячелистника; весной, когда организму не хватает витаминов, рекомендуется пить отвар шиповника и т. д. (педагог выслушивает два-три рассказа детей). (Слайд№9,10,11,12,13,14)
В группу входит Незнайка. В руках у него корзинка, в которой лежит красная рябина.
Н: Здравствуйте дети! Я проходил мимо вашего садика и увидел красивое дерево. На нем много красных ягод. Я их нарвал, а съесть побоялся. Вдруг они ядовитые?
В: Незнайка, ты поступил правильно. Нельзя есть незнакомые ягоды, можно отравиться. А ягоду мы знаем. Дети как она называется? Кто из вас хочет рассказать Незнайке об этом дереве?
Ребенок: Рябина – это высокое дерево. (Слайд№15) У него ровный гладкий ствол, много веток. Цветет оно весной. Цветки мелкие, белые, собраны на концах ветвей в виде зонтика. Плоды у красной рябины ярко красного цвета. Они созревают осенью. На нашу рябину зимой прилетают снегири и щеглы. То их любимая ягода. Рябину в народной медицине используют для полоскания рта, когда болят зубы и десна. Делают сироп, в котором очень много витаминов, необходимых человеку для улучшения зрения, работы желудка.
Н: Как интересно. А я не знал, что рябина такая полезная.
В: Незнайка, кроме красной рябины есть еще и черноплодная. Хочешь, мы тебя с ней познакомим? Дети, приглашайте Незнайку в нашу “Зеленую аптеку”. (все проходят в уголок, где оформлены столы “Зеленой аптеки”.)
Незнайка: Вы наверное, устали сидеть? Давайте устроим физкультминутку и поиграем.
Повторяйте за мной движения.
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
Лесовичок: Кто напомнит правила поведения при сборе лекарственных трав?
Дети: (Слайд№16)
- нельзя рвать много растений.
- нельзя пробовать плоды, корневища.
- после сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
Лесовичок: Послушайте задание: я буду описывать лекарственные растения, а вы должны найти его на своих картинках и показать. Листья узорные, головка белая (ромашка).
Растет у дороги, семена идут в стрелки. Применяются для остановки кровотечения из ран (подорожник). (Слайд№17)
Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяются при ангине и для промывания ран (календула). (Слайд№18)
Назовите Лесовичку еще раз растения, которые он собрал. Скажите, почему они называются лекарственными (употребляются для лечения различных болезней).
Педагог предлагает детям выпить напиток «Здоровье» и постараться определить, какие здесь использованы лекарственные растения (обязательно уточнить, из каких растений приготовлен напиток).