Нина Александровна Баранова
«Лаборатория звука»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический стол «Лаборатория звука"
Развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста через игры и эксперименты со звучащими предметами.
Почти всё, что нас окружает, может звучать. Попробуем поиграть, например, разной бумагой разными способами: сминать, тереть, рвать. Сколько тонких звучаний можно различить в бумажной музыке. Бумажные звуки перетекают друг в друга, образуя композицию, для которой можно придумать название, например, «Мышиная суета» или «Шорохи ночного леса». Можно озвучить картину или стихотворение.
Публикация «„Лаборатория звука“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июнь 2014
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш. И дождь шуршит.
И мышь, шурша, в нору спешит.
А там тихонечко шуршат
Шесть шустрых маленьких мышат.
Но все вокруг возмущены:
Как расшалились шалуны! (Ф. Усачёв)
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы.
С самого начала своей музыкально-педагогической деятельности я использую в работе с детьми различные «немузыкальные» предметы:
Банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком, скрепками, пуговицами;
Шуршащие метелки из полиэтилена, бумаги;
Погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, бусин, колокольчиков;
Шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;
Сосуды с разным количеством воды;
Перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять;
Нитки и резинки, натянутые по принципу струны, так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
Свистки и дудочки из глины и дерева.
Со временем таких «инструментов» в кабинете становилось все больше и больше. Учитывая интерес детей к играм со звуками, появилась идея систематизировать звучащие предметы, собрать их в одном месте для того, чтобы дети могли использовать их не только во время организованной деятельности, но играть и экспериментировать звуками в свободное от занятий время.
С целью создания условий для игр и экспериментов со звуками был изготовлен дидактический стол «Лаборатория звука», основное назначение которого - развитие слухового восприятия детей дошкольного возраста посредством игр и экспериментов со звучащими предметами.
Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая:
Стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;
Развивает мелкую моторику кистей рук;
Способствует развитию чувства ритма;
Активизирует словарь;
Расширяет способность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по окраске, высоте, интенсивности.
Считаю, что использование дидактического стола «Лаборатория звука» положительно скажется на развитии таких интегративных личностных качеств ребенка, как любознательность и активность.